Одним из следствий происходящего реформирования образования, явилось увеличение объема учебной информации, повышение требований к педагогическим кадрам и их ответственности за результаты обучения, воспитания, развития и оздоровление подрастающего поколения. В связи с этим возросла важность развития профессионально значимых качеств, которые должны формироваться у студентов в процессе их подготовки в вузе к будущей профессиональной деятельности. К таким качествам относятся, в частности, развитое логическое и творческое мышление, память, внимание, воображение и другие. Сложившееся положение обуславливает необходимость разработки новых подходов к совершенствованию подготовки студентов.
Исследования личности человека в студенческом возрасте в таких направлениях, как социальное, личностное, интеллектуальное развитие человека, проводились Б.Г. Ананьевым, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткиным, В.Т. Лисовским, В.А. Якуниным и другими известными учеными в области психологии и педагогики. Исследователями доказано, что интеллектуальное развитие протекает на когнитивном уровне в форме обучения понятиям, мышлению, умениям. Обучение мышлению состоит в формировании умственных действий, отражающих их основные операции, с помощью которых познаются важнейшие отношения реальности.
Одним из путей интеллектуального развития студентов, на наш взгляд, является обучение шахматной игре в процессе физического воспитания. Шахматы – увлекательная логическая игра, история которой насчитывает, по меньшей мере, 1,5 – 2 тысячи лет. Известно множество версий, объясняющих развитие шахмат и их распространение во всём мире – «индийская», «византийская», «русская» и другие. Согласно наиболее распространённой из них, первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позднее VI века нашей эры. Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком её на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии – сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). Шатрандж в IX–X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку были те правила, которые сегодня известны как «классические». Она представляет собой соревнование двух соперников за доской в 64 клетки с использованием специальных фигур. Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением взятия на проходе и рокировки, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле.
Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Увлечение этими играми помогает студентам развить в себе такие качества, как воображение, интуиция, целеустремленность, умение находить выход из затруднений, способность к самоанализу. Наблюдения психологов подтверждают, что показатели умственного развития у людей, изучающих шахматную игру, через достаточно короткое время становятся выше, чем у сверстников не увлекающихся интеллектуальными играми [1].
Человек, играющий в шахматы, по IQ на 20–30 пунктов превосходит обычных людей. При игре в шахматы задействованы оба полушария головного мозга, а синхронная работа полушарий мозга повышает мыслительный и познавательный потенциал, что положительно сказывается на интеллектуальном развитии. Студенты, занимающиеся шахматами, получают самый высокий рейтинг во время экзаменационной сессии. Более того, учеными доказано, что процесс обучения и напряженная умственная деятельность вызываемая игрой в шахматы приводят к изменениям клеток мозга на молекулярном уровне и в два раза повышают концентрацию белка, влияющего на запоминание.
В период экзаменов или написания дипломных работ, многие студенты осознают, что мозг работает медленнее, чем хотелось бы. Внимание рассеивается, плохо усваивается материал, не получается собрать нужные мысли и систематизировать их правильно. Для тех, кто задался целью улучшить память, логику и концентрацию внимания на кафедре физического воспитания Ивановского государственного энергетического университета проводятся занятия по шахматам. Данные занятия проходят в рамках работы студенческого шахматного клуба, созданного по программе развития студенческих объединений, и включают в себя решение шахматных задач, разбор и составление композиций, а также сеансы одновременной игры. Для проведения учебно-тренировочных занятий студентов на должном уровне закуплен необходимый инвентарь – демонстрационные доски, электронные шахматные часы DGT 2010, а также программное обеспечение для проведения и судейства соревнований. Факультетом общественных профессий ведется ежегодная подготовка инструкторов-общественников по шахматам [4]. Практика показала, что участие в соревнованиях и шахматных турнирах помогает студентам приобрести уверенность в себе, способствует лучшей адаптации к учебному процессу, улучшает работоспособность и способность выдерживать длительное напряжение. Таким образом, игра в шахматы является эффективным средством интеллектуального развития студентов.
Библиографическая ссылка
Белов М.С., Тихонова А.С., Просвирин А.А. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13300 (дата обращения: 09.12.2024).