В Большой психологической энциклопедии самоактуализация определяется как «стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей» [2].
Первыми понятие «самоактуализация» стали разрабатывать основоположники гуманистической психологии А.Маслоу, К. Роджерс. В российской психологической и педагогической науках самоактуализация изучается не первое десятилетие. С разных позиций её изучали К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Л.М. Фридман и др. Е.Е. Вахромов рассматривал самоактуализацию как ключевой системообрзующий элемент гуманистического направления в психологии и педагогике [4]. Е.В. Крутых рассматривала личностные особенности самоактуализирующейся личности [6]. У О.Н. Большаковой исследуются критерии сформированности самоактулизации у студентов. [1].
Сегодня развитие самоактуализации является одной из задач, поставленных перед нашей системой образования [3].
Профессиональное становление студента начинается в вузе в процессе обучения. Исходя из этого, А.К. Маркова выделяет четыре этапа становления специалиста.
1. Этап адаптации к профессии. Он соответствует периоду обучения в вузе на первом-втором курсах. На этом этапе усваиваются нормы, приемы, технологии будущей профессии.
2. Этап самоактуализации в профессии. Он соответствует обучению на 3-4-5 курсах. Студенты осознают свои возможности в будущей профессиональной деятельности.
3. Этап свободного владения профессией. Это период десяти-двадцати лет профессиональной деятельности. На этом этапе проявляется мастерство.
4. Этап соответствует уровню зрелого человека, посвятившего жизнь выбранной профессии [7].
Применительно к самоактуализации в процессе обучения интерес представляет первый этап.
Исследовав учебную деятельность студентов, В.М. Иванова выделила следующие фазы самоактуализации.
На первой фазе происходит присвоение студентами знаний об объективной действительности. При этом у студентов имеется целостное представление о своих возможностях, связанных с выполнением учебной деятельности в процессе усвоения материала по теме занятия.
Вторая фаза представляет собой «преобразование студентами своей учебной деятельности по следующим параметрам: отбор содержания деятельности, выбор средств обучения, обоснование мотивации, способов организации и управления учебной деятельностью. Взаимодействие студентов в учебной деятельности позволяет добавить к своим собственным выводам теоретические конструкции других. Эти выводы и конструкции приводят к проекту решения учебной задачи» [5, с.104].
Третья фаза заключается в практической деятельности студентов, когда они на практике защищают свои проекты.
На четвертой фазе происходит «проектирование изменений собственной личности, необходимых для решения возникающих учебных задач по выбору и принятию решения о деятельности студентов в возникшей образовательной ситуации» [5].
Экспериментальная работа по изучению самоактуализации студентов в вузе проводилась на базе ФБГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет». В исследовании приняли участие 10 студентов второго курса механико-машиностроительного факультета (4 девушки, 6 юношей). Для исследования использовался «Самоактуализационный тест» (CAT) Э. Шостром [8]. Результаты этого небольшого исследования показали, что у 70 % студентов показатели самоактуализации средние, у 20 % показатели были завышены, что говорит о псевдосамоактуализации, т.е. стремлении выглядеть в наиболее благоприятном свете, и 10 % были с низким уровнем самоактуализации (рисунок).
Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов данной группы нет потребности в самоактуализации. Этому способствуют лень, отсутствие стремлений к изменениям, излишняя самоуверенность, что и так они все знают и т.д. Полученные результаты должны стать для студентов поводом для построения своей профессиональной траектории развития.
Рис. 1. Показатели уровней самоактуализации
Библиографическая ссылка
Маркарян Г.М., Крутых Е.В. ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13296 (дата обращения: 03.12.2024).