В настоящее время увеличивается количество детей с высоким уровнем тревожности. «Тревога определяется как одно из самых распространенных эмоциональных состояний, связанных, прежде всего, с чувством опасности, ощущением неопределенной угрозы, предчувствием грозящей беды» [2; С.109].
Актуальность темы исследования заключается в проблематике эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, их отношений со взрослыми и сверстниками и сохранением их здоровья, что связано прежде всего с тревожностью самого дошкольника.
Объектом исследования является тревожность, предметом – тревожность детей в старшем дошкольном возрасте. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста МБ ДОУ № 172 г. Владивостока. Выборка составила 22 ребенка – 10 мальчиков и 12 девочек. Возраст детей 6-7 лет.
«Дошкольное детство» – это определенный этап в развитии личности, время вхождения малыша в культуру, время активной социализации, а также развития его общения со сверстниками и взрослыми» [1; С.39].
Тревожные люди постоянно живут с ощущением постоянного беспричинного страха, который характеризуется, прежде всего, неопределенностью и расплывчатостью. Тревожность может выступать как один из механизмов появления невроза, ухудшения психофизического благополучия личности [6].
Тревожности подвержены как девочки, так и мальчики. «Считается, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах» [4; С. 133].
Тревожные состояния на пятом году жизни представляют особую опасность: «в четыре года у девочек и мальчиков проявляются заострение нерешительности и робости, пугливости и боязливости, чувство вины, это говорит о пике эмоционального развития возраста. Чаще всего отмечается пассивность и несамостоятельность, тики и медлительность» [3; С. 75].
Повышение уровня тревожности дошкольников имеет основную причину – это нарушения в отношениях между родителями и сверстниками. Формирование детской тревожности может стать следствием недостаточно правильного или вообще неправильного воспитания детей. У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [5].
Для выявления гендерных особенностей тревожности у старших дошкольников были выбраны три методики – это детский тест тревожности здесь Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена; методика «Рисунок человека» и методика «Кактус».
Все три методики проводились в один день, что позволило нам исключить влияние временных и ситуационных факторов на достоверность результатов исследования. Данные представлены в таблицах (табл. 1, табл. 2, табл. 3).
На основе полученных данных можно сделать следующий вывод, что у большей половины мальчиков (60 % по полу) средний уровень тревожности, также как и у большей половины девочек (58,4 % по полу). Процентное соотношение почти равно. Дошкольники со средним уровнем тревожности воспринимают неопределенные ситуации в положительном ключе, не содержат фактора эмоционально-дестабилизирующего. Скорее всего, причин для беспокойства нет.
Можно сделать вывод и по детям, обладающим высоким уровнем тревожности – это 3 мальчика (30 % по полу) и 1 девочка (8,3 % по полу). Во-первых, эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что у мальчиков уровень тревожности выше нежели у девочек. Во-вторых, высокая тревожность может свидетельствовать о том, что у таких детей постоянно присутствует беспокоящий фактор. Иногда ребенок, возможно, не может справиться с возникшими жизненными трудностями. Таким детям необходима, как моральная, так и психологическая помощь, не только оказанная психологом, но прежде всего и родителями.
Как видно из табл. 2, у 11 девочек (91,7 % по полу) наблюдается в рисунке человека проявление одного или двух признаков тревожности, в отличие от мальчиков, у которых наблюдается другая тенденция в количестве признаков тревожности. У половины мальчиков – 5 человек (50 % по полу) в рисунках человека можно выделить один или два признака тревожности, а у второй половины – 5 человек (50 % по полу) можно выделить три или даже четыре признака тревожности. В итоге, по полученным результатам, можно сделать вывод, что у мальчиков уровень тревожности немного выше, чем у девочек.
Как видно из табл. 3, нами были обнаружены дети, у которых наблюдается один из четырех, выделенных нами, признаков тревожности – это 5 девочек (41,7 % по полу) и 1 мальчик (10 % по полу). Два признака – у 5 из 10 мальчиков (50 % по полу), а 3 из 4 признаков обнаружены только у 1 мальчика (10 % по полу). В итоге, по полученным результатам по третьему тесту, мы можем сделать вывод о том, что у мальчиков уровень тревожности выше, чем у девочек, т.к. по результатам у 70 % мальчиков были выявлены от одного до трех признаков тревожности, а у девочек только в 51,7 % случая.
Таблица 1
Уровень тревожности по тесту тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амена
Всего детей по полу |
Высокий ИТ |
Средний ИТ |
Низкий ИТ |
||||
Кол-во мальчиков |
10 |
3 |
30 % |
6 |
60 % |
1 |
10 % |
Кол-во девочек |
12 |
1 |
8,3 % |
7 |
58,4 % |
4 |
33,3 % |
Всего: |
22 |
4 |
18,2 % |
13 |
59,1 % |
5 |
22,7 % |
* ИТ – индекс тревожности.
Таблица 2
Количество признаков тревожности по рисуночному тесту «Человек»
Всего детей по полу |
1 признак |
2 признака |
3 признака |
4 признака |
|||||
Кол-во мальчиков |
10 |
3 |
30 % |
2 |
20 % |
4 |
40 % |
1 |
10 % |
Кол-во девочек |
12 |
5 |
41,7 % |
6 |
50 % |
1 |
8,3 % |
0 |
0 % |
Всего: |
22 |
8 |
36,4 % |
8 |
36,4 % |
5 |
22,7 % |
1 |
4,5 % |
Таблица 3
Количество признаков тревожности по рисуночному тесту «Кактус»
Всего детей по полу |
0 признаков |
1 признак |
2 признака |
3 признака |
|||||
Кол-во мальчиков |
10 |
3 |
30 % |
1 |
10 % |
5 |
50 % |
1 |
10 % |
Кол-во девочек |
12 |
7 |
58,3 % |
5 |
41,7 % |
0 |
0 % |
0 |
0 % |
Всего: |
22 |
11 |
50 % |
9 |
41 % |
1 |
4,5 % |
1 |
4,5 % |
По результатам всех трех тестов, мы можем сделать вывод о том, что у мальчиков уровень тревожности выше, чем у девочек, так как по результатам трех тестов в 70-80 % случаев у мальчиков уровень тревожности значительно выше, чем у девочек.
В психологии изучение гендерных аспектов тревожности занимает важное место. Как упоминалось выше, уровень тревожности, а также интенсивность переживания тревоги у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. По результатам, проведенных нами методик, можно сказать, что уровень тревожности в старшем дошкольном возрасте зависит от пола – уровень тревожности несколько выше у мальчиков, чем у девочек, а, следовательно, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в ходе проведенного нами исследования.
Библиографическая ссылка
Быкова А.А., Гимаева Р.М. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МБ ДОУ № 172 Г. ВЛАДИВОСТОКА) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13281 (дата обращения: 21.11.2024).