Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОДАЖА АКТИВОВ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Никулин А.В. 1 Ивасенко А.Г. 1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения
1. Ивасенко А.Г. Антикризисное управление: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. – М.: КНОРУС, 2010.
2. Разработка управленческих решений: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 168 с.

Продажа излишних и неиспользованных активов предприятия является наиболее доступной формой получения финансовых средств на несостоятельном предприятии. В настоящее время, в период пассивности рынков, важным обстоятельством является подготовка активов предприятия к продаже. Она заключается в реализации ряда функций управления:

– инвентаризации имущества предприятия;

– оценке всех видов активов и пассивов предприятия;

– юридическом оформлении прав собственности на недвижимость;

– маркетинговых исследованиях;

– процедуре продажи имущества.

Основными целями инвентаризации имущества и обязательств являются выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.

Оценка активов предприятия в процессе арбитражного управления, как было отмечено выше, может производиться несколько раз на разных его этапах, т.е. на этапах наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Причем если на этапах наблюдения и внешнего управления определяется, как правило, рыночная стоимость активов предприятия или предприятия в целом (с существующим профилем использования), то на этапе конкурсного производства рассчитывается ликвидационная стоимость активов или ликвидационная стоимость предприятия в целом. Это можно объяснить тем, что на этапах наблюдения и внешнего управления предприятие функционирует и является с точки зрения оценки действующим, а на этапе конкурсного производства оно ликвидируется.

Оценка пассивов несостоятельного предприятия необходима главным образом для того, чтобы корректно сформировать реестр кредиторов и ответить на вопрос, достаточно ли средств будет выручено от продажи активов, чтобы расплатиться с кредиторами предприятия. Она осуществляется на основании результатов инвентаризации финансовых обязательств, полученных от ранее проведенной инвентаризации пассивов предприятия.

Юридическое оформление прав собственности на недвижимость. Практика антикризисного управления показывает, что эта процедура является обязательной, так как объекты недвижимости на более чем 90 % предприятий юридически не оформлены. Для того чтобы их продать, необходимо эти права собственности соответствующим образом оформить.

Маркетинговые исследования. В процессе подготовки активов к продаже осуществляются маркетинговые исследования в четырех различных направлениях, обусловленных особенностями, как самих объектов продажи, так и этапом арбитражного управления. Дело в том, что продажу активов предприятия и предприятия в целом можно производить на всех трех этапах арбитражного управления.

Процедуры продажи имущества. В процессе арбитражного управления эти процедуры различаются в зависимости от объекта продажи (активы предприятия или предприятие в целом) и этапа арбитражного управления (финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство). Например, одни из статей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» регламентируют процедуры продажи предприятия в целом, а другие – продажу отдельных активов предприятия в различные периоды арбитражного процесса. Продажа предприятия в целом осуществляется на открытых торгах. Причем если на первых торгах предприятие не продается, то его продают на вторых торгах, а затем проводятся третьи торги. Они могут быть осуществлены в форме аукциона, за исключением случаев, установленных рассматриваемым Законом. В этом случае стоимость предприятия определяет независимый оценщик. Она устанавливается без учета долгов.

Источники инвестирования в несостоятельные предприятия, рассмотренные выше, не исчерпывают всего их перечня, однако их можно широко использовать в практике антикризисного управления.


Библиографическая ссылка

Никулин А.В., Ивасенко А.Г. ПРОДАЖА АКТИВОВ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13238 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674