Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В СФО

Никитина С.С. 1 Никонова Я.И. 1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения
1. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. – [Электронный ресурс].URL: http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php – дата обращения (07.12.2014).
2. Аннотации к актам федерального законодательства, регулирующим ГЧП в РФ. – [Электронный ресурс].URL: http://www.ucates.ru/files/ – дата обращения (07.12.2014).
3. Никонова Я.И. Государственно-частное партнерство как инструмент финансирования стратегии инновационного развития России // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 387. – С. 180-186.

На фоне усложнения внешнеэкономической ситуации особую актуальность для России приобретает развитие внутренних инфраструктурных объектов, как основы конкурентоспособности национальной экономики [1]. Следует выделить Сибирский Федеральный округ (СФО), как один из перспективных направлений развития инфраструктурных объектов. К основным источникам финансирования в СФО мы выделяем средства федерального и регионального бюджетов, а также средства Инвестиционного фонда и государственных корпораций. В меньшей степени используются кредиты и финансовые ресурсы частотного инвестора. Это связано с ограниченными возможностями привлечения долгосрочных кредитов по низким ставкам. Отсутствие финансирования со стороны частных инвесторов мы связываем с минимальной заинтересованностью бизнеса в финансировании государственно значимых инвестиционных проектов. Более того, неблагоприятные правовые условия, отсутствие гарантий со стороны государства в реализации максимального количества проектов отталкивает бизнесменов к активному финансированию проектов [2].

В условиях нехватки бюджетного финансирования на региональном уровне, органы государственной власти не способны в достаточном количестве обеспечить развитие инфраструктурных и социально-значимых проектов. В связи с этим региональные органы власти осуществляют поиск источников внебюджетного финансирования, подкрепляемых бюджетными обязательствами. На практике наиболее значимую роль приобретают структуры, функционирующие на основе государственного частного партнёрства (ГЧП).

Термин «государственно-частное партнерство» (Public-Private Partnership, РРР) появился в начале 80-х годов для характеристики особых отношений между государством и частным сектором. Как правило, эти отношения складывались и развивались в сфере производственной и социальной инфраструктуры. Это касалось автомобильных и железных дорог, аэропортов, морских портов, энергетических сетей, коммунального хозяйства, телекоммуникаций, объектов образования, здравоохранения и культуры. Термин ГЧП определяет широкий спектр отношений в диапазоне от относительно простых контрактов, по которым частная компания принимает на себя определенные риски и соглашается на систему штрафных санкций, до комплексных, технически сложных проектов, включающих строительство модернизацию, эксплуатацию объектов и управление ими» [3].

На конец 2013 год , 64 региона страны (77% от всех субъектов РФ) учувствуют в 322 инфраструктурных объектов с использование проектах ГЧП. На основе проведённого анализа мы определили, что лидирующее положение по количеству проектов занимает СФО (106 проектов = 33%) (таблица) [3].

Инфраструктурные проекты, реализуемые в регионах СФО

Регионы СФО

Инфраструктурные проекты

Проекты ГЧП

Количество

Доля, %

Количество

Доля, %

Республика Алтай

22

8,3

16

19,8

Республика Бурятия

9

3,4

8

9,9

Республика Тыва

6

2,3

6

7,4

Республика Хакасия

11

4,1

3

3,7

Алтайский край

10

3,8

10

12,3

Забайкальский край

32

12,0

6

7,4

Красноярский край

23

8,6

7

8,6

Иркутская область

15

5,6

0

0,0

Кемеровская область

91

34,2

1

1,2

Новосибирская область

9

3,4

2

2,5

Омская область

18

6,8

11

13,6

Томская область

20

7,5

11

13,6

Итого

266

100

81

100

Как видим, лидерами в реализации проектов инфраструктуры является Кемеровская область (на долю который приходится 34%). Среди регионов выделяются: Республика Алтай (16 проектов), Омская, Томская области (по 11 проектов), Алтайский край (10 проектов). Наибольшее количество проектов направлено на комплексное развитие территории (17). Кроме того, разработка проектов по транспорту (13 проектов) является определяющей в Новосибирской области, т.к. данный регион является центром мультимодального транспортного узла. Наличие инфраструктурных проектов по энергетике (13 проектов) связано с колоссальным природным потенциалом СФО. Таким образом, СФО является привлекательным местом для развития инфраструктурных объектов в транспортной и энергетической сферах.


Библиографическая ссылка

Никитина С.С., Никонова Я.И. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В СФО // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13190 (дата обращения: 10.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074