Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ

Кузьменко К.А. 1 Никонова Я.И. 1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения
1. Троицкая О. Украинский кризис и миграция [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3497#top.
2. Новая миграционная политика [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/novaja_migracionnaja_politika_215.htm.
3. Законопроект №  535567-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/news/551534/#ixzz3P9jYKWZO.

С момента распада СССР Россия была крупнейшим центром украинской иммиграции и страной с самой большой украинской диаспорой в мире. Однако в последние годы стала прослеживаться отчетливая тенденция к уменьшению доли украинцев в российском населении. Согласно данным переписей, с 1989 по 2002 гг. количество этнических украинцев в России сократилось с 4 лн до 3 млн, а к 2010 г. – до 2 млн человек. Последние исследования украинской эмиграции показывают, что Россия стала менее привлекательной как для переселения на постоянное место жительства, так и для временных заработков: с 2010 г. в страны Запада выезжает больше мигрантов из Украины, чем в Россию. Наиболее популярными направлениями для постоянной миграции стали США, Канада, Германия и Израиль, для временной работы – Италия, Польша, Чехия, Испания и Португалия [1].

Совершенно новое значение для России приобрели миграционные связи с Украиной, которая имеет все шансы и выйти по числу мигрантов на первое место. На начало июля в РФ уже находилось около 1,9 млн граждан Украины. Не все из них являются трудовыми мигрантами. 100 тыс. чел. получили статус беженца и размещены во временных лагерях и базах. 500 тыс. чел. не обращались за статусом беженца, но въехали в Россию без обратного билета, рассчитывая пожить у родственников и знакомых. Среди переселенцев из «горячих точек» типа Славянска большинство составляют женщины с детьми и пенсионеры, мужчин крайне мало. Более того, массированные удары авиации и артиллерии украинской армии по жилым кварталам и населенным пунктам, а также целенаправленное разрушение объектов инфраструктуры создают все условия для того, чтобы количество переселенцев из восточных областей Украины в РФ многократно возросло [2].

Возможны следующие последствия политического кризиса на Украине. Во-первых, это приведет к усилению притока в Россию украинских граждан. Это связано с тем, что большинство жителей Донецка и Днепропетровска опасаются за свою безопасность. Важно отметить также, что по данным Федеральной Миграционной Службы, в Россию мигрируют около 1,5 млн украинских граждан, которые приезжают в страну с целью трудоустройства. В основном, прибывшие мигранты устраиваются работать в неформальный сектор экономики, т.е. они трудоустраиваются неофициально. В результате им присваивается статус «нелегальные мигранты». Во-вторых, уже происходит усиление притока на ПМЖ в Россию тех, кто не решался на переезд. Как правило, многие сейчас ждут, что Россия предложит украинцам упрощенный порядок получения российского гражданства. В-третьих, украинский кризис негативно сказался на положении украинских мигрантов, работающих уже в России. У большинства из них на Украине остались семьи, но они боятся уехать обратно, опасаясь, что не смогут вернуться на работу.

В начале 2014 года, в действие вступил закон, который позволяет гражданам стран СНГ (с которыми установлен безвизовый режим въезда) находиться на территории России лишь 90 суток в течение каждого полугодия. То есть, пробыв в России 3 месяца, иностранный гражданин обязан выехать на 3 месяца на родину. Только после этого он имеет право опять приехать в Россию. Если иностранный гражданин превысил срок пребывания в России, то ему будет запрещен въезд в Россию на три года. Прежде всего, этот закон ввели с целью борьбы с нелегальными мигрантами, о чем было сказано выше. Для решения этой проблемы, иностранным гражданам начали выдавать специальные документы «патенты», дающие право на трудоустройство. Как результат, уже по истечении первого квартала 2014 года, за «патентами» обратилось более 35 тыс. украинских граждан. Все это хорошо, так как благодаря этому документу, иностранный гражданин приобретает статус легально работающего. Единственный минус, это то, что патент в принципе не может защищать трудовые и социальные права иностранного гражданина, и все это обуславливается тем, что обязанность заключения трудового договора между мигрантом и работодателем, как физическим лицом, не предусматривается законом [3].

Украинский кризис уже заставил внести изменения в миграционное законодательство. Так, ФМС обсуждает вопрос о предоставлении беженцам с Украины убежища по упрощенной процедуре и продлении срока их пребывания в РФ. Большинство украинских мигрантов рассчитывает в будущем вернуться на родину, однако многим возвращаться просто некуда, и в недалеком будущем они пополнят число граждан России.


Библиографическая ссылка

Кузьменко К.А., Никонова Я.И. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13186 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674