В условиях глобализации характерной чертой мирового развития является быстрый рост внешнеэкономических связей, опережающий темпы роста валового национального продукта стран-участниц мировой торговли. Основная причина быстрого роста и укрепления разнообразных форм экономических связей в сфере межгосударственных отношений – углубление интернационализации хозяйственной жизни [1].
На сегодняшний день, доходы от внешней торговли России занимают примерно 40% доходов федерального бюджета. Динамика внешней торговли представлена на рисунок. [2].
Динамика внешней торговли РФ В 2010–2014 гг. на 01.11.2014 года, млрд долл.
Однако, рост экспорта обусловлен, прежде всего, продажей минеральных ресурсов, топлива и продуктов переработки. В то же время, основные статьи импорта – машины, оборудование и др. Таким образом, основные проблемы внешней торговли России: высокая степень сырьевой направленности экспорта, преобладание готовой продукции в структуре импорта и низкая степень диверсификации географии внешней торговли России.
Для эффективного участия России в международной торговле, структура, как экспорта, так и импорта нуждается в диверсификации. Необходимо предпринять комплекс мер, которые позволят снизить объемы экспортируемого сырья и увеличить объемы продаж за рубеж готовой продукции. К таким мерам относятся:
– модернизация существующих секторов российской экономики таких как, ядерный сектор, авиастроение, космические технологии, ВПК сектор, для обеспечения прорыва на рынки высокотехнологичных товаров, а в дальнейшем и достижение лидирующих позиций на мировых рынках;
– обеспечение организационно-финансовой поддержки проведения НИОКР;
– содействие привлечению необходимых технологий через производственную кооперацию и создание альянсов с ведущими мировыми компаниями;
– стимулирование привлечения передовых иностранных технологий и иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли для их технологической модернизации и повышения конкурентоспособности;
– снижение доли импортируемых товаров, которые могут быть произведены в России.
Увеличение степени диверсификации географической структуры внешней торговли может быть достигнуто путем реализации торгового потенциала с региональными организациями и поиск новых торговых партнеров [3]. Комплекс мер для диверсификации географии внешней торговли включает:
– реализация экономического потенциала СНГ, как регионального объединения и дальнейшее укрепление Евразийского экономического сообщества;
– развитие торгово-экономического сотрудничества на двусторонней основе;
– расширение инвестиционного сотрудничества в развитии инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей;
– налаживание и развитие транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков;
– расширение научно-технического сотрудничества в сферах информационных технологий, биотехнологий и освоения космического пространства
– улучшение условий для продвижения российской продукции и др.
Эффективная интеграция России в систему мирового хозяйства должна осуществляться в рамках четко выстроенной стратегии торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, поскольку значимость внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов является безусловной.
Библиографическая ссылка
Каратушина В.В., Никонова Я.И. НАПРАВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13182 (дата обращения: 23.11.2024).