Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Фадеева О.Ю. 1
1 Владивостокский университет экономики и сервиса
1. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – №  5. – С. 9-16.
2. Корень А.В. Международные биржевые фонды как основа диверсификации инвестиционного портфеля // В мире научных открытий. – 2010. – №  4-9. – С. 53-55.
3. Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2007. – №  9-1. – С. 94­99.
4. Корень А.В., Проценко Ю.А. Инвестиционные налоговые вычеты как инструмент повышения финансовой грамотности населения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №  12-2.
5. Корень А.В., Корнева Е.В. Анализ подходов к оценке предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. – 2013. – №  12-2 (41-2). – С. 941-944.
6. Корень А.В., Корнева Е.В. Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения и пути её решения // В мире научных открытий. – 2010. – №  4-9. – С. 39-42.
7. Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение региональных налогов в современном развитии Приморского края // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №  2. – С. 434.
8. Корень А.В. Использование электронной образовательной среды Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2013. – № 3 (21). – С. 127-138.
9. Прокопьева Т.И., Ворожбит О.Ю. Инвестиции физических лиц в ценные бумаги // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №  3. – С. 402.

Современные люди живут в обществе потребления, где деньги играют огромную роль в жизни каждого человека. Совершенно очевидно, что в таком обществе стать богатым и успешным может только финансово грамотный человек, который умеет правильно распоряжаться своими деньгами. В настоящее время сфера финансовых услуг развивается стремительным образом, появляются возможности пользоваться ипотечными и потребительскими кредитами, инвестировать сбережения в фондовые и валютные рынки, использовать различные финансовые инструменты. Поэтому чтобы не запутаться во всех этих, сложных на первый взгляд, финансовых возможностях, люди должны располагать хотя бы минимальным набор базовых знаний и умений в области финансовой деятельности.

От общего уровня финансовых знаний населения зависит как социальное, так и экономическое развитие страны. Здесь важно отметить, что чем более развита страна, тем более образованно ее население в области финансовых механизмов. Поэтому развитие финансовой культуры населения посредством создания различных проектов и программ – это неотъемлемое и важное направление государственной политики развитых стран. Такие страны как США, Канада, Австралия, Великобритания уже на протяжении длительного времени используют данные проекты и реализуют различные мероприятия по повышению финансовой грамотности своего населения [3].

Что же касается России, то для неё понятие «финансовая грамотность» является относительно новым. На данный момент времени уровень знаний в области финансов в России находится на катастрофически низком уровне. То есть, наши граждане, как правило, просто не знают своих прав, не понимают базовых основ финансов и тем самым не постигают принципов функционирования экономики в целом. В большей степени неграмотность населения в финансовом плане заключается в особенностях менталитета русских людей. Они просто плывут по течению и не стремятся развиться в плане экономики, надеясь на государство. Если сравнивать с другими развитыми странами, то там люди стараются обеспечивать себя сами, не возлагая никаких надежд на государство [2; 4].

Впервые проблему финансовой безграмотности населения, в России стали обсуждать еще в 2006 году. В первую очередь в решении данной проблемы было заинтересовано государство, так как финансово образованные граждане способствуют процветанию и экономическому росту страны. [1; 5]

В стороне не остались и банковские структуры, которые также заинтересованы в решении данной проблемы. Граждане, хорошо разбирающиеся и понимающие различные финансовые механизмы, более грамотно распоряжаются своими накоплениями и охотнее вкладывают свои сбережения в банк. Они опираются на свои знания и опыт, видят слабые и сильные стороны того или иного вложения, тем самым сводя риск своих инвестиций к минимуму. Но с другой стороны, банкам это не всегда бывает выгодно, потому, что грамотного клиента, разбирающегося в финансовых основах сложнее обмануть и заставить пойти на невыгодное для него предложение. Таким образом, очевидно, что и сами граждане не менее заинтересованы в повышении уровня своей финансовой образованности.

Поэтому поняв всю важность проблемы, государством был разработан ряд мер, направленный на развитие и воспитание финансовой культуры граждан, а также на осведомленность населения в области банковской деятельности. [6]

Федеральными органами исполнительной власти совместно с Министерством Финансов РФ был создан и реализован проект народной финансовой грамотности. Проект рассчитан на 5 лет и действует до июня 2016 года, реализуется на всей территории России, охватывая широкие слои населения. Цель программы – повышение уровня финансовой грамотности населения для стабилизации российской экономики. Задачи программы:

– формирование ответственного отношения граждан к личным финансам

– воспитание действенного финансового поведения

– повышение защиты прав потребителей финансовых услуг.

Основными приоритетными группами, на которые направлена программа, являются студенты и школьники. Проект призван обучить молодых людей базовым финансовым основам, осведомить их об имеющихся финансовых услугах и продуктах, а также расширить возможности молодежи к более эффективному использованию финансовых услуг.

Финансовая образованность школьников и студентов – это залог долгосрочного оздоровления финансовой системы России и эффективная мера по повышению качества жизни будущих поколений граждан. [8]

Что касается других возрастных групп граждан, то и их эта программа не обошла стороной. Любой гражданин страны, которому нужна помощь в решении вопросов по кредитованию либо урегулированию спорных ситуаций в отношении финансов, также может получить консультации от экспертов данной программы.

Как говорилось ранее, основной акцент нужно делать именно на самой обучаемой возрастной группе-молодежи. Так как наиболее эффективно информация усваивается учащимися школ и ВУЗов. Поэтому помимо создания проектов и программ государство повышает финансовую образованность своих граждан посредством проведения в плановом порядке различных мероприятий и акций со стороны финансовых институтов. Так, например, в последнее время стала проводиться широко известная «Неделя финансовой грамотности», которая уже реализуется во многих федеральных округах России. В рамках недели специалисты банковских структур страны проводят в образовательных учреждениях урок «Финансовой грамотности», в ходе которого знакомят учащихся с основными банковскими терминами, рассказывают о банковских услугах, предоставляемых своим клиентам, проверяют знания молодежи в области финансов.

Аналогичные работы в рамках деятельности по повышению финансовых знаний населения проводятся и в форме информационных семинаров, круглых столов, деловых игр, олимпиад и различных конкурсов. Данные мероприятия позволяют гражданам приобрести навыки ведения учета своих доходов и расходов, учат распоряжаться денежными ресурсами и грамотно управлять своими сбережениями. Но очень важно, чтобы эти мероприятия были подготовлены квалифицированными специалистами в данной области и основывались на современных и понятных примерах из реальной практики. [7]

Также население необходимо обеспечить доступом к системам информационных ресурсов в области финансов, в том числе к информационным материалам и программам самообразования. Важно отметить, что в данный момент времени, по-прежнему, большинство граждан России получают основные знания и навыки по финансам посредством изучения специальных Интернет-ресурсов, прочтения различной научной литературы, просмотра тематических передач и новостей. Именно поэтому финансовые институты для повышения финансовой грамоты населения, используют такие каналы коммуникации, как печатные издания, программы на радиостанциях и телевидении, образовательные викторины и игры, социальную рекламу, а также создают разнообразные интернет-сайты, которые направлены на самостоятельное обучение финансовой грамоте Россиян. [9]

Наиболее популярными Российскими Интернет-порталами являются:

1. «Банки.ру» – крупнейший сайт о банковской деятельности. Данный сайт разбит на разделы, так раздел «банковский словарь» полностью предназначен для тех, кто хочет расширить свои знания по финансам. Это собственная энциклопедия портала, где собрана информация о различных кредитных организациях.

2. «Финансы просто» – портал, созданный Сбербанком, носящий информационнообразовательный характер и направленный на повышение знаний населения в области финансов. На портале каждый найдет для себя ответы на вопросы об интересующих его финансовых продуктах и услугах.

3. «Финансовая грамота» – сайт, созданный Российской экономической школой при поддержке Фонда Citi. Цель данного сайта – это преподнесение основных знаний по управлению личными финансами в современной форме edutainment (обучения плюс развлечение). Элементами данного портала являются различные онлайн-игры, тесты, книги.

4. «Город финансов» – просветительский портал, созданный в рамках программы по повышению финансовой грамотности населения. Проект рассчитан на широкую аудиторию, интересующуюся финансами. Пользователи портала могут найти полезную информацию о банковских услугах, а также особенностях и рисках, связанных с заключением договора на оказание банковских услуг.

Данные интрнет-порталы позволяют донести важную финансовую информацию до самой широкой аудитории, и популяризируют идею финансовой грамотности среди населения. Помимо создания сайтов, формируются также игровые и обучающие приложения для мобильных устройств, которые помогают людям в игровой форме разобраться и научится пользоваться всевозможными банковскими услугами.

Но, несмотря на предпринимаемые государством меры по повышению уровня финансовой образованности населения, большинство граждан до сих пор остаются финансово безграмотными. На это могут влиять несколько факторов. Во-первых, расходы многих Россиян сопоставимы с доходами. Необходимо увеличить процент людей, у которых доходы будут существенно превосходить расходы, либо убедить население меньше потреблять и больше экономить, так как зачастую именно у людей не умеющих экономить отсутствует вообще какое-либо понимание финансовой дисциплины. Но это не значит, что нужно экономить и лишать себя всех земных благ, а нужно просто уметь экономить, не переплачивая. Естественно, что вся наша жизнь состоит из соблазнов, но всегда можно все правильно просчитать и получить дополнительную прибыль, либо просто сэкономить свои деньги.

Во-вторых, фактором, сдерживающим рост финансовой грамотности, может быть и плохая подготовка преподавателей в области финансовой деятельности. Таким образом, необходимо сначала повысить финансовое образование учителей и преподавателей, которые уже в свою очередь будут передавать свои знания и умения подрастающему поколению. [8]

В целом повышение уровня финансовой грамотности населения является приоритетной задачей для российского государства. Финансово грамотные граждане умеют эффективно распоряжаться своими доходами, что, в свою очередь, способствует повышению инвестиционного потенциала страны и увеличению притока денежных ресурсов в экономику государства. В совокупности все эти факторы способствуют росту международного авторитета Российской Федерации.


Библиографическая ссылка

Фадеева О.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13166 (дата обращения: 10.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074