Актуальность
Эпифиз является ярким примером эволюции познания представлений о его значении и функциях. Мистические фантазии об эпифизе отводили ему роль органа ясновидения и органа размышлений и психического равновесия. Снижение с возрастом синтеза мелатонина связывали с процессом старения. Этот гормон обладает свойствами антиоксиданта, помогающего бороться с вызывающими старение свободными радикалами. В эпифизе триптофан превращается в серотонин (нейротрансмиттер) и, затем, в мелатонин. Мелатонин высвобождается в кровоток через цереброспинальную жидкость, откуда разносится по всему телу. Высвобождение тесно связано с циклом сна-бодрствования», торможение выделения гормонов роста. Учитывая важность функций эпифиза, связанных с торможением полового развития и полового поведения; ингибированием развития опухолей, влиянием на половое развитие и сексуальное поведение, актуальность изучения эпифиза несомненна.
Материал и методы
Изучены доступные научные данные отечественной и зарубежной литературы, а также использованы данные собственных морфологических исследований пинеальной железы.
Результаты анализа и их обсуждение
Эпифиз достигает максимального развития к 3-м годам, когда ребёнок начинает воспринимать себя как личность. Именно в этот период нашей жизни в эпифизе начинает идентифицироваться мозговой песок, по нашим данным, производное нейроглиальных клеток. Удивительно то, что мозговой песок отсутствует у больных шизофренией и у детей до 3-х лет, что является косвенным свидетельством его отношения к сознанию. При этом, маниакально депрессивные состояния больных зависят от количества вырабатываемого эпифизом серотонина: при повышенном синтезе наблюдается эйфория, при пониженном – депрессия. Интересен тот факт, что зародыш человека уже на этапе дробления 5-ти бластомеров содержит адреналин. Страх и страсть, депрессия и эйфория имеют одну и ту же химическую основу – адреналин. У детей эпифиз имеет большие размеры, чем у взрослых; по достижении половой зрелости выработка мелатонина уменьшается. Период полового созревания соответствует повышению синтеза адреналина и связанному с ним, так называемому, переходному периоду подростков, нестабильностью их психики.
Работа выполнена при поддержке научного фонда ДВФУ, в рамках государственного задания 2014/36 от 03.02.2014 г. и Международного гранта ДВФУ (соглашение № 13-09-0602-м от 6 ноября 2013 г.).
Библиографическая ссылка
Гудименко В.С., Балдаев С.Н., Штерн А.Г. РОЛЬ ЭПИФИЗА В ФОРМИРОВАНИИ СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13077 (дата обращения: 27.12.2024).