Введение. Сохранение и укрепление здоровья населения, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни является одной из основных задач демографической политики РФ [1]. Её решение следует начинать с повышения информированности граждан о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения.
При подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» в МАДИ уделяется значительное внимание формированию и развитию у обучающихся компетенций сохранения здоровья: не только получению теоретических знаний о нормах здорового образа жизни, но и применению этих знаний на практике. В частности, первокурсникам в рамках внеаудиторной самостоятельной работы по курсу «Экология» предлагается разработать суточный рацион сбалансированного питания (с учётом их возраста, пола, группы физической активности). Обучающимся предоставляются все материалы (в электронном виде), достаточные для решения поставленной задачи. Однако для студентов первого курса выполнение задания оказывается излишне трудоёмким, в связи с тем, что они ещё не умеют методически грамотно подойти к его осуществлению, а также не знакомы в должной мере с современными технологиями обработки данных.
Целью настоящей работы являлась разработка алгоритма составления суточного сбалансированного рациона питания.
Материалы и методы. Разработка алгоритма составления суточного рациона базировалась на следующей информации:
– нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения (для мужчин, женщин, детей и подростков) [2];
– химический состав пищевых продуктов [3], соответствующая таблица в xls-формате доступна также на сайте http://www.twirpx.com/file/483810/;
– биоусвояемость минеральных веществ (макро- и микроэлементов) [4];
– снижение содержания витаминов в продуктах после термообработки [4].
Для составления сбалансированного суточного рациона предложено использовать возможности редактора электронных таблиц Excel, основными достоинствами которого является доступность (входит в состав Microsoft Office) и простота использования средств обработки данных, не требующая от пользователя специальной подготовки.
Результаты. Выполненное исследование позволило разработать следующий порядок составления суточного рациона питания, отвечающего физиологическим потребностям в энергии и пищевых веществах.
1. Ознакомиться с современными представлениями о рациональном питании и рекомендациями специалистов в данной области.
2. Установить потребную суточную энергетическую ценность пищи, необходимое количество макронутриентов (белков, жиров и углеводов), а также микронутриентов (минеральных веществ и витаминов) – с учётом различных факторов: возраста, пола, физической активности.
3. Составить суточное меню (набор блюд), основанное на рекомендациях специалистов и вкусовых предпочтениях самого обучающегося, а также учитывающих время года.
4. Воспользоваться любой кулинарной книгой, позволяющей определить количество исходных продуктов для приготовления одной порции блюд, включённых в суточное меню.
5. Дополнить электронную таблицу «Химический состав пищевых продуктов» строкой «Биоусвояемость/ потери после термообработки» (см. табл.).
Химический состав пищевых продуктов
Продукты (на 100 г) |
Макронутриенты |
Макро- и микроэлементы |
Витамины |
Калорийность, ккал |
Масса С, г |
Масса Т, г |
Макронутриенты |
Макро- и микроэлементы |
Витамины |
Калорийность, ккал |
||||||||||||
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Калий мг |
… |
Цинк, мкг |
Е, мг |
…. |
РР, мг |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Калий мг |
… |
Цинк, мкг |
Е, мг |
…. |
РР, мг |
|||||
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
▼ |
Биоусвояемость/ потери после термообработки |
БК |
… |
БZn |
ТE |
… |
ТPP |
||||||||||||||||
Картофель |
2 |
0,4 |
18,1 |
568 |
… |
360 |
0,1 |
… |
1,3 |
80 |
||||||||||||
Говядина 1 кат. |
18,6 |
16 |
10,2 |
… |
3240 |
0,57 |
… |
4,7 |
218 |
|||||||||||||
Груша |
0,4 |
0,3 |
10,9 |
155 |
… |
190 |
0,36 |
… |
0,1 |
42 |
||||||||||||
… |
||||||||||||||||||||||
Всего |
||||||||||||||||||||||
Норма |
– |
– |
6. Установить в столбце «Продукты» таблицы фильтр, позволяющий произвести отбор продуктов, включённых в суточный рацион питания.
7. Дополнить таблицу столбцами «Масса С» и «Масса Т». В первый внести массу продуктов, не подвергающихся термообработке в процессе приготовления выбранных блюд; во второй – массу продуктов, подвергающихся термообработке.
8. Дополнить таблицу столбцами для расчёта общего количества макро- и микронутриентов, а также калорийности продуктов, включённых в суточное меню (с учётом их массы). Все необходимые вычисления в столбцах производить с использованием формул массивов (Создание формулы массива описано во всех книгах, посвящённых электронным таблицам. В частности, может быть рекомендовано следующее научно-популярное издание – Уокенбах Д. Microsoft Excel 2010. Библия пользователя: пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2012. 912 с. (isbn 978-5-8459-1711-9)).
9. Результаты вычислений сопоставить с нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах. Сравнение прежде всего проводится по макронутриентам и энергетической ценности. Недостаток микронутриентов может быть компенсирован приёмом витаминных и минеральных комплексов.
10. При необходимости произвести коррекцию путём изменения массы продуктов, включённых в суточное меню.
Заключение. Предложенный алгоритм составления суточного рациона питания был разработан и опробован при выполнении расчётно-практической работы по курсу «Экология» в осеннем семестре 2014/2015 уч. г. Установлено, что его использование позволяет существенно снизить трудоёмкость разработки сбалансированного суточного рациона питания, что делает возможным рекомендовать данный алгоритм к внедрению в учебный процесс.
Библиографическая ссылка
Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЦИОНА ПИТАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12888 (дата обращения: 23.11.2024).