Согласно словарю лингвистических терминов под редакцией О.С.Ахмановой «…под эпитетами понимаются художественные определения, существенно отличающиеся от обычных логических определений, которые приняты в научной или официально-деловой речи» [Ахманова 1988: 568]. Большую роль в раскрытии художественного своеобразия цветовых эпитетов в языке П.П. Ершова на примере его как опубликованных, так и неопубликованных стихотворений, хранящихся в фондах редкой книги библиотеки при музее-заповеднике г. Тобольска.
В целях усиления выразительности образа лирического героя П.П. Ершов широко и оригинально использует цветопись. Цветовые эпитеты органично входят в ткань стиха, поскольку всегда несут соответствующую смысловую нагрузку. Из них цветовые составили 57, это 38 % от общего числа. Из цветовых эпитетов 11 % принадлежит постоянным, которые используются в устном народном творчестве. Остановимся на характеристике функционирования двух наиболее частотных цветовых эпитетов – голубой и синий.
Положительные эмоции вызывает у П.П. Ершова синий цвет – оттенок голубого. Он также целительно воздействует на поэта, смягчая остроту восприятия жизни. Сквозь призму синего, как и голубого цвета, природа воспринимается нежной и ласковой. Этот цветовой эпитет органически входит в художественную ткань стиха и придаёт ему особый эмоциональный оттенок: Ясну солнышку в ненастье В синем небе не сиять! Добру молодцу в несчастье Дней веселых не видать! (Русская песня), Ходит туча в синем небе, Смотрит туча мрачным взором, На груди покоя гром. (Туча), «Где бы лучше, – молвит туча, – Мне расстлаться в синем небе Моленьеблещущим ковром?» (Туча), Туча дальше. Столп гранита, Подпирая сине небо, Опоясан бездной вод. (Туча), Ходит туча в синем небе, Смотрит туча мрачным взором, На груди колебля гром. (Туча), «Где бы лучше, – ропщет туча, – Мне отгрянуть в синем небе Разрушительным ядром?» (Туча).
Необходимо отметить, что синее небо – это постоянный образ в лирике П.П. Ершова. С.И. Ожегов фиксирует цвет синий как «имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между фиолетовым и зелёным [Ожегов, Шведова 1999: 718]. В данных примерах эпитет употреблён в прямом значении, это отвечает зрительным представлениям наблюдателя. А там вблизи, гремя о скат Холма волной неукротимой, Как буря, лился водопад, Вставал столбами млечной пены, Дробился пылью голубой И на границе отдаленной В морскую грудь, боец надменный, Вливался бурною рекой. (Сон)
Сочетание голубой водопад не кажется сугубо индивидуальным, поскольку сема голубого цвета находится в слове водопад. Такие эпитеты тяготеют к постоянным, поскольку основой их служит наличие общей семы в эпитете и определяемом слове. А слово голубой «Толковый словарь русского языка» толкует следующим образом: «светло-синий, цвета незабудки» [Ожегов, Шведова 1999: 137]. Несмотря на то, что семантика слова вода не содержит семы голубой эксплицитно, она существует на уровне производных, то есть скрытых сем. Любой водоём имеет голубой или синий цвет, П.П. Ершов хотел указать и выделить именно этот признак в слове водопад. Экспрессивная функция данного выразительного средства не очень высокая, поскольку содержит предсказуемые ассоциации. «Разостлалась бы над морем – Не спалить мне синя моря, Не зажечь волны седой». (Туча)
Слово море соотносится со словом вода. Таким образом, в этих словосочетаниях эпитет синя моря употребляется в прямом значении.
Цветовая гамма не ограничивается голубым и синим цветами. Любит поэт и красный цвет: С красным солнцем в небо снова Устремит оно полет И в час утра золотого В сладкой песне расцветет. (К друзьям), Расти ли нагорному кедру в теплице И красного солнца и бурь не видать? Дышать ли пигаргу свободно в темнице И вихря не веять и тучи не рвать? (Желание).
Такое сочетание тяготеет к постоянным эпитетам. Семантика красного цвета уже лежит на поверхности слова солнце. С.И. Ожегов трактует его, так: «небесное светило – раскалённое плазменное тело шарообразной формы…» [Ожегов, Шведова 1999: 745].
Из-за сложности образа возникает ощущение многозначности. Появляется метафора-загадка. Хочется обратиться к этимологии: красный автор соотносит со словом красивый! Или красный – это праздничный!
У П.П. Ершова своя символика цветов: часто эпитеты с семантикой цвета употребляются в переносном значении. Языковая картина мира П.П. Ершова выявляется через ключевые образы. Наиболее частотными являются небо, море, туман, ветер, туча, звезда, луна, солнце, глаза и многие другие предметы, большинство из которых- названия природных объектов и явлений.
Библиографическая ссылка
Михальская В.М. ЭПИТЕТ «ГОЛУБОЙ» И «СИНИЙ» В ЛИРИКЕ П.П. ЕРШОВА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12720 (дата обращения: 21.11.2024).