Актуальность. За последние десятилетия в жизни страны происходят огромные изменения. Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных резко возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей, из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер и имеет ряд последствий. Так, уровень материального благополучия семьи напрямую связан с социальным благосостоянием населения.
По данным статистики, количество детей с отклонениями в развитии увеличивается с каждым годом. Чаще всего жизнедеятельность таких детей ограничена. По данным исследования кафедры дефектологии г. Тюмени, речевые нарушения в возрасте от 0 до 18 лет составляют 53-67 % (2012). В силу определенных причин стремительно увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Безусловно, эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Очевидно, что ранняя диагностика и своевременное коррекционное воздействие способствуют успешному преодолению речевого дефекта. Однако реализация диагностической консультации подразумевает под собой, в первую очередь, наличие немалых финансовых средств.
Перечисленные выше факты позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день не каждая семья имеет возможность получить помощь специалиста. Это объясняется тем, что увеличивается количество социально незащищенных и малообеспеченных семей. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников).
В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер. Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым. Данную цель преследует и наш проект «Крыло поддержки», направленный на оказание бесплатной логопедической помощи малоимущим семьям.
Важно понимать, что одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми являются такие мероприятия, как исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные в образовательном учреждении (в частности, логопеда). Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования. Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков. Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребенка, не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации. Многие родители осознают, что проблема существует, но не в силах ее решить из-за педагогической некомпетентности. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Социальный проект «Крыло поддержки» направлен на реализацию определенных целей, которые заключаются в том, чтобы способствовать улучшению качества жизни социально незащищенных групп, а также содействовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс.
Целевая группа: дети социальных групп (пенсионеры, инвалиды, одинокие пожилые люди, многодетные семьи, неблагополучные семьи, семьи безработных, семьи с малолетними детьми, молодые семьи).
Цель: обеспечение доступности диагностической и логопедической помощи детям, оказавшимся в трудных социальных условиях и повышение компетентности родителей через реализацию студенческих консультативных проектов.
Задачи:
• создать службу студенческой консультации по вопросам консультирования речевого развития ребенка;
• создать онлайн – службу в социальных сетях с целью консультирования родителей и повышения компетентности родителей по речевому онтогенезу ;
• расширить формы и способы организации оказания консультативной, логопедической помощи участников проекта;
• разработать и апробировать очно-заочные формы консультативной помощи, а также обеспечить лонгитюдное дистанционное сопровождение;
• способствовать взаимодействию учреждений (всех форм собственности) по обеспечению доступности логопедической помощи для социальных групп населения.
Основные этапы реализации проекта и их содержание
1. Подготовительный этап:
1.1. Поиск целевой группы.
1.2. Разработка плана семинаров по проблемам закономерностей речевого развития.
1.3. Подбор теоретического материала с целью информирования родителей.
1.4. Выбор методов и форм работы с детьми, имеющими речевую патологию.
2. Основной этап:
2.1. Организация очного консультирования с дальнейшим динамическим дистанционным наблюдением.
2.2. Организация коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей.
2.3. Разработка и внедрение наглядных пособий для эффективности коррекционного процесса.
3. Заключительный этап:
3.1. Анализ эффективности коррекционных мероприятий.
3.2. Диагностика и анализ результатов проведенной работы с детьми из социально незащищенных групп.
3.3. Планирование новых шагов по реализации проекта.
Технология реализации. Под технологией чаще всего понимают совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. В процессе реализации проекта «Крыло поддержки» под технологией мы будем понимать систему этапов, которые направлены на реализацию поставленной цели.
Практической целью нашего проекта является разработка системы коррекционного консультирования с внедрением дальнейшего дистанционного наблюдения. Данная система коррекционного воздействия подразумевает создание онлайн – службы, где в качестве главных ориентиров выступают информационное и обучающее просвещение.
Содержание информационного просвещения:
– знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
– знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Содержание обучающего просвещения:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
– формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Новизна. Впервые создается студенческая волонтерская служба социальной поддержки, реализация которой заключается в применении нестандартного подхода к решению задач. Уникальность проекта «Крыло поддержки» состоит в том, что в нем представлен вариант дистанционного просвещения родителей через активное использование интернет – ресурсов в рамках коррекционного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого онтогенеза;
2. Обеспечение доступности логопедической помощи с внедрением дистанционного проведения занятий;
3. Внедрение данного проекта в организацию деятельности учреждений различных типов;
Результатом проекта является улучшение качества жизни детей из социально незащищенных групп.
Библиографическая ссылка
Поливара З.В., Криницына Г.М., Толоконникова В.А., Золотая Н.А., Данилова С.С., Беззубцева Н.А., Гусева И. Ю., Агафонова Е. Ю., Кожевникова А.Ю. ПРОЕКТ «КРЫЛО ПОДДЕРЖКИ» // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12707 (дата обращения: 21.11.2024).