Актуальность. За последние десятилетия в жизни страны происходят огромные изменения. Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных резко возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей, из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг. Проблема бедности в семье приобретает устойчивый характер и имеет ряд последствий. Так, уровень материального благополучия семьи напрямую связан с социальным благосостоянием населения.
По данным статистики, количество детей с отклонениями в развитии увеличивается с каждым годом. Чаще всего жизнедеятельность таких детей ограничена. По данным исследования кафедры дефектологии г. Тюмени, речевые нарушения в возрасте от 0 до 18 лет составляют 53-67 % (2012). В силу определенных причин стремительно увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Безусловно, эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Очевидно, что ранняя диагностика и своевременное коррекционное воздействие способствуют успешному преодолению речевого дефекта. Однако реализация диагностической консультации подразумевает под собой, в первую очередь, наличие немалых финансовых средств.
Перечисленные выше факты позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день не каждая семья имеет возможность получить помощь специалиста. Это объясняется тем, что увеличивается количество социально незащищенных и малообеспеченных семей. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников).
В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер. Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым. Данную цель преследует и наш проект «Крыло поддержки», направленный на оказание бесплатной логопедической помощи малоимущим семьям.
Важно понимать, что одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми являются такие мероприятия, как исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные в образовательном учреждении (в частности, логопеда). Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования. Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков. Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребенка, не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации. Многие родители осознают, что проблема существует, но не в силах ее решить из-за педагогической некомпетентности. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Социальный проект «Крыло поддержки» направлен на реализацию определенных целей, которые заключаются в том, чтобы способствовать улучшению качества жизни социально незащищенных групп, а также содействовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс.
Целевая группа: дети социальных групп (пенсионеры, инвалиды, одинокие пожилые люди, многодетные семьи, неблагополучные семьи, семьи безработных, семьи с малолетними детьми, молодые семьи).
Цель: обеспечение доступности диагностической и логопедической помощи детям, оказавшимся в трудных социальных условиях и повышение компетентности родителей через реализацию студенческих консультативных проектов.
Задачи:
• создать службу студенческой консультации по вопросам консультирования речевого развития ребенка;
• создать онлайн – службу в социальных сетях с целью консультирования родителей и повышения компетентности родителей по речевому онтогенезу ;
• расширить формы и способы организации оказания консультативной, логопедической помощи участников проекта;
• разработать и апробировать очно-заочные формы консультативной помощи, а также обеспечить лонгитюдное дистанционное сопровождение;
• способствовать взаимодействию учреждений (всех форм собственности) по обеспечению доступности логопедической помощи для социальных групп населения.
Основные этапы реализации проекта и их содержание
1. Подготовительный этап:
1.1. Поиск целевой группы.
1.2. Разработка плана семинаров по проблемам закономерностей речевого развития.
1.3. Подбор теоретического материала с целью информирования родителей.
1.4. Выбор методов и форм работы с детьми, имеющими речевую патологию.
2. Основной этап:
2.1. Организация очного консультирования с дальнейшим динамическим дистанционным наблюдением.
2.2. Организация коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей.
2.3. Разработка и внедрение наглядных пособий для эффективности коррекционного процесса.
3. Заключительный этап:
3.1. Анализ эффективности коррекционных мероприятий.
3.2. Диагностика и анализ результатов проведенной работы с детьми из социально незащищенных групп.
3.3. Планирование новых шагов по реализации проекта.
Технология реализации. Под технологией чаще всего понимают совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. В процессе реализации проекта «Крыло поддержки» под технологией мы будем понимать систему этапов, которые направлены на реализацию поставленной цели.
Практической целью нашего проекта является разработка системы коррекционного консультирования с внедрением дальнейшего дистанционного наблюдения. Данная система коррекционного воздействия подразумевает создание онлайн – службы, где в качестве главных ориентиров выступают информационное и обучающее просвещение.
Содержание информационного просвещения:
– знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
– знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Содержание обучающего просвещения:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
– формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Новизна. Впервые создается студенческая волонтерская служба социальной поддержки, реализация которой заключается в применении нестандартного подхода к решению задач. Уникальность проекта «Крыло поддержки» состоит в том, что в нем представлен вариант дистанционного просвещения родителей через активное использование интернет – ресурсов в рамках коррекционного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого онтогенеза;
2. Обеспечение доступности логопедической помощи с внедрением дистанционного проведения занятий;
3. Внедрение данного проекта в организацию деятельности учреждений различных типов;
Результатом проекта является улучшение качества жизни детей из социально незащищенных групп.