На сегодняшний день скоринговая модель является одним из наиболее успешных примеров использования математических и статистических методов в банковской, страховой и иных экономических сферах жизни общества. Наряду с устоявшимися целями использования скоринговой модели, как модели оценки кредитоспособности заемщиков, не сложно предположить возможность переноса опыта банковской деятельности на повседневную практическую деятельность.
В связи с особой значимостью рейтинга работников в организации, нам представляется необходимым составление справедливой и грамотной оценки служащих, на основе учитываемых факторов эффективности их научно-исследовательской деятельности с помощью применения скоринговой модели. В качестве таких факторов выбраны следующие независимые переменные (методика расчета премии профессорско-преподавательскому составу Финансового университета по итогам работы за год): х1 – участие в международных грантах и проектах; х2 – выступление на всероссийских и международных конференциях, форумах и т.д; х3 – участие в научно-исследовательской работе; х4 – публикации за рубежом; х5 – публикации в России.
Перечисленные факторы являются исходными в данной работе и определили следующие задачи
• подбор наиболее оптимальной модели для построения рейтинга;
• анализ адекватности и качества модели.
Для построения наиболее оптимальной модели оценки рейтинга выбрана следующая регрессионная логистическая модель [1]:
где y – зависимая переменная; – независимые переменные, наблюдаемые характеристики; – коэффициенты при неизвестных, которые должны быть оценены; – случайная ошибка, ненаблюдаемая характеристика. Для оценки параметров используется ММП (метод максимального правдоподобия) [2] и САВ (система аналитических вычислений). В результате получено логистическое уравнение вида
(1)
Скоринговый балл определяется выражением
(2)
Рассмотрим построение оценки рейтинга научно-исследовательской деятельности преподавателя Иванова В. В. При оценке рейтинга использовались следующие значения независимых переменных: х1 = 1 (участие в международных грантах и проектах); х2 = 2 (выступление на всероссийских и международных конференциях, форумах и т.д); х3 = 2 (участие в научно-исследовательской работе); х4 = 1 (публикации за рубежом); х5 =2 (публикации в России). Подстановка соответствующих значений в (1) и (2) приводит к следующим числовым выражениям
Таким образом, скоринговый балл научно-исследовательской работы преподавателя оказался равным
Анализ адекватности и качества построенной модели использует ряд критериев согласия, рассмотрение которых не вошло в данную работу и представляет собой отдельную тему для исследования.
Библиографическая ссылка
Фесенко Е.Ю. СКОРИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ РЕЙТИНГА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12697 (дата обращения: 15.10.2024).