Республика Корея является одной из основных стран-партнеров Дальнего Востока России в сфере международного туризма. Предпосылками развития сотрудничества в области туризма являются территориальная близость России и Республики Корея регулярное авиасообщение, осуществляемое как российскими авиаперевозчиками, так и корейскими компаниями «Asiana Airlines» и «Korean Air», морская паромная грузопассажирская линия Зарубино (Приморский край) – Сокчо (Республика Корея) – Хуньчунь (КНР), паромная линия Владивосток (Российская Федерация) – Донхэ (Республика Корея) – Сакаиминато (Япония), а также взаимный интерес граждан России и Республика Корея к культуре и истории обеих стран.
Граждане Республики Корея посещают Дальний Восток по большей мере с деловой целью, значительная часть туристов из Кореи прибывает на территорию России по частным приглашениям. Часто прием и обслуживание данной категории посетителей организуют корейские граждане, постоянно проживающие на территории Дальнего Востока (студенты, бизнесмены), либо национальные культурные сообщества, поскольку между жителями Южной Кореи и корейской диаспоры Дальнего Востока этнические связи всегда сохранялись довольно тесными [4].
Корейская диаспора на Дальнем Востоке России уже давно неотъемлемая часть нашей истории, однако, порой для корейцев она была закрытой, и многие их низ, проживающие сейчас в Республике Корея хотели бы узнать о жизни корейских переселенцев, о их быте, традициях и памятных местах. Таким образом, переселение корейцев на Дальний Восток может быть использовано для развития въездного туризма между Кореей и Россией.
Во второй половине XIX в. Россией было заключено с Китаем два договора: Айгунский договор 1858 г. и Пекинский трактат 1860 г. Первый признавал за Россией ее власть в Приамурье, а согласно второму – к России перешло Приморье. С 1860 г. южная граница Приморской области была доведена до р. Туманган, по которой – в нижнем ее течении – стала проходить русско-корейская граница, именно сюда, в Посьетский район и стали переселяться корейцы.
К разряду самых многочисленных памятных мест, конечно же, относятся старые корейские поселения. До настоящего времени не существует достоверно полных сведений о количестве таких поселений. Официально изданная в 1910 г. «Карта Приморской области Южно-Уссурийского края, шести полицейских станов и двух казачьих станичных округов, на землях которых поселились корейские подданные» дает лишь приблизительное количество корейских сел и деревень, поскольку здесь не были учтены мелкие поселения (хутора, выселки и пр.) (рисунок) [3]. Более подробная информация представлена на других картах, изданных в разные годы. Благодаря им можно сделать вывод, что наибольшей плотностью населения отличался Посьетский район (ныне – Хасанский). Этот район после оперативного переселения корейцев из Приморья в Казахстан оказался практически опустошенным. Лишь некоторые из поспешно покинутых корейских селений впоследствии осваивались переселенцами [1].
Бывшие корейские села и деревни в настоящее время вызывают большой интерес, как исторические объекты, свидетельствующие об освоении края в первые десятилетия. Обследование этих объектов, их описание, раскопки, находки исторических артефактов предоставляют богатый материал для восстановления истории корейского заселения края и быта корейских русскоподданных. В 2001 г. объединенная научно поисковая экспедиция Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева и Общества изучения Амурского края провела раскопки на месте расположения корейского Красного села в Хасанском районе. Место работы стало определенным благодаря ранее обнаруженным следам поселения. Перед выездом участники экспедиции собрали и проанализировали огромное количество исторического материала, с помощью которого была произведена идентификация места расположения Красного села.
В ходе работ были обнаружены и обследованы остатки корейских усадеб и хозяйственных построек, которые имели вид возвышенностей прямоугольной формы площадью 8х3 м. и высотой от поверхности около 1 м [3].
Карта Южно-Уссурийского края
В основании некоторых возвышенностей были обнаружены фрагменты фундамента в виде кладки из валунов средней величины, без признаков скрепляющего раствора. На поверхности этих прямоугольных «платформ», над дымоходными каналами, виднелись камни, визуально напоминающие традиционную отопительную систему, используемую корейцами – ондоли [3].
Экспедиция обнаружила более 20 остатков жилищ. На месте их расположения и между предполагаемыми домами и постройками были собраны предметы быта и жизнедеятельности. Это керамическая посуда разной степени сохранности, традиционной сине-белой расцветки; камни и кирпичи со следами нагара; каток для рушения зерна; части металлических котлов; кочерга. Специалисты методом сравнительного анализа идентифицировали предметы, собранные на месте Красного села. Некоторые из них определены на хранение в коллекции музея, в том числе – каток для обрушивания зерна. Он являлся обязательным предметом в быту земледельческих корейских хозяйств, и поэтому катки часто обнаруживаются на местах бывших корейских сел Приморья.
Рассмотрим первые корейские поселения на территории Хасанского района. Тизинхэ (Тызен-хэ, Тизенхэ, Кизинхэ, Тизирах) – первая корейская деревня, основанная в 1863/1864 г. В ней жили 13 (или 14) корейских семей. Название деревни восходит к гидрониму китайского (или маньчжурского) происхождения. Четко прослеживается китайский географический термин хэ («река») [2]. Корейцы назвали Тизинхэ Чисинхе (по сообщению М.Н. Пака) – это наименования представляло собой корейское чтение китайских иероглифов, которыми был обозначен гидроним и топоним Тизинхэ [5].
В 1865 г. деревня получила и русское название – слобода Рязанова. Его дал военный губернатор Приморской области П.В. Казакевич. Позднее деревня именовалась также Рязановкой. Русское название имеет отантропонимическое происхождение и восходит к фамилии поручика Рязанова – командира Новгородского поста, принявшего начиная с 1863 г. большое участие в судьбах и обустройстве первых переселившихся корейских семей.
Янчихэ (Янчи хэ) – одна из старинных корейских деревень, основанная выходцами из Кореи в 1867 г. Название восходит к гидрониму, очевидно, китайского происхождения; четко выделяется китайский географический термин хэ – «река» [2]. Река Янчихэ впадает в бухту Экспедиции. По данным Н.М. Пржевальского, поселение Янчихэ было расположено в 14 верстах от Новгородской гавани; в нем в конце 1867 г. проживали 370 человек (200 мужчин и 170 женщин) [5].
Жители деревни выращивали чумизу и бобы, а также картофель. В 1907 г. жители д. Янчихэ (Нижняя Янчихэ) попытались посеять суходольный рис на площади в четверть десятины и получили хороший урожай. Постепенно посевы риса стали распространяться в Южно-Уссурийском крае.
Сидими (Седеми, Седими, Сидеми) – одна из старинных корейских деревень, основанная выходцами из Кореи на р. Сидими. Примечательно, что на «Карте Уссурийского края», приложенной к сочинению Н.М. Пржевальского и составленной в 1866 г., д. Сидими обозначена как «Корейская деревня». В 1867-1869 гг. Н.М. Пржевальский писал, что на р. Сидеми лежит небольшая корейская деревня, в которой проживало 35 человек (14 мужчин и 21 женщина) [6].
Красное село – поселение, основанное в 1875 г. (по другим данным, в 1880 г.) в долине р. Туманган, в 75 верстах от Новокиевского выходцами из Кореи и старожилами из корейских деревень Тизинхэ и Янчихэ. Топоним русского происхождения с ясной этимологией: Красное в значении «красивое». Очевидно, наименование села было связано с названием близлежащей русской воинской заставы – Красносельская; бытовал русский микротопоним – Красносельская переправа. В литературе существует указание на то, что Красное село по-корейски называлось Доктуи. Возможно, этот топоним восходил к названию Ток-тун-и (ток – «добродетель», «добродетельный»; тун – «деревня»), и тогда его этимология означала «Добродетельная деревня». Если данное предположение верно, то корейское название было почти буквальным переводом русского наименования [6].
Корейские поселения в Хасанском районе уже остаются лишь историей Дальнего Востока, однако без них наша история не была бы столь колоритна и интересна. Однако история Дальнего Востока интересна не только нам – его жителям. История Дальнего Востока – это непростые судьбы различных народов, в том числе и корейцев. История переселения корейцев, история их расселения на Дальнем Востоке на взгляд автора является хорошей почвой для развития туризма между Россией и Кореей. Для дальнейшего развития въездного туризма корейце в Россию, властям Дальнего Востока необходимо самостоятельно предлагать корейцам цели их прибытия к в Россию, и помимо этого организовывать прием и облуживание посетителей. Такой целью для корейцев может послужить – их история.
Библиографическая ссылка
Филимонова А.А., Алёщенко В.Н. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КОРЕЙСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ХАСАНСКОМ РАЙОНЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12663 (дата обращения: 22.12.2024).