Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СПЕЦИФИКА ПЕРЕВАЛКИ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ ГРУЗОВВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гунькова О.В. 1 Лапатин А.Б. 1
1 Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

В настоящее время мировой флот по перевозке рефрижераторных грузов (рефгрузов) имеет тенденцию к изменению: специализированные суда уступают место судам-контейнеровозам.

Число судов мирового рефрижераторного флота стремительно сокращается: в 2000 году в мире насчитывалось 1152 рефсудна, в 2011 – менее 700, в 2015 – непревысит 480 единиц.

В 2000 году рефрижераторные суда осуществляли половину всех морских перевозок рефгрузов, к 2015 году их доля опустилась ниже 30 %.

Основная тенденция в развитии портовой инфраструктуры, связанной с перевалкой рефгрузов, стало увеличение площадей, предназначенных для хранения рефконтейнеров. Мощности портовых холодильников при этом снижаются или остаются прежними в зависимости от динамики оборота рефгрузов. Ряд стивидорных компаний активно реализует программы модернизации и реконструкции холодильного оборудования. И перестраиваться им приходится очень быстро, буквально в течение 2–3 лет.

Хранение рефконтейнеров после морской перевозки обходится грузовладельцу дорого, ведь он платит не только за фрахт контейнеров, но и за их хранение и обслуживание в порту, поэтому грузовладельцы стараются после прихода  рефконтейнеров и прохождения таможенных процедур по грузу побыстрее их растарить в склады рыбного порта.

Объем перевалки рефгрузов через российские порты снизился на четверть – с 5,1 млн до 3,9 млн тонн. Значительнее всего сократился импорт – на 40 %. Экспорт при традиционных небольших абсолютных величинах снизился примерно на 20%. При этом значительно выросли объемы каботажа рефгрузов, что связано в основном с развитием перевозок продовольственных товаров из портов европейской части России в Петропавловск-Камчатский, Магадан, Дудинку, в порты острова Сахалин и рыбы и морепродуктов – в обратном направлении.

Следовательно, в структуре перевалки рефгрузов через российские порты уменьшилась доля импорта и выросла доля каботажных перевозок.

Лидером поперевалке рефгрузов является Балтийский бассейн, однако объемы прошедших через его порты рефгрузов снизился почти вдвое.

В портах Дальневосточного бассейна объемы перевалки рефгрузов, напротив, существенно выросли.

В Азово-Черноморском бассейне перевалка рефгрузов снизилась примерно на четверть, однако бассейн сохранил прежнюю долю в российском обороте.

Перевалка рефгрузов в портах Арктического бассейна относительно постоянна, 77% объема приходится на каботаж, экспорт же составляет менее 3%.

Как полагают эксперты, в будущем Северный морской путь мог бы стать дополнительным маршрутом для перевозки рыбы с Дальнего Востока в центральные части России. Пока же этому мешают слишком высокие тарифы на ледокольную проводку.

Основной грузопоток импортных рефгрузов в Россию традиционно идёт из США, Канады, Африки, стран ЕС. К этим грузам относятся замороженные рыба, мясо и свежие фрукты.

Наибольшие объемы импорта в Россию традиционно приходятся на долю фруктов, которая составляет больше половины всего объема продовольственных грузов (общая доля мясных грузов – 24%, в том числе мяса птицы – 11%).

В структуре импортных поставок фруктов в Россию лидируют Эквадор, Марокко, Аргентина, Китай, Турция, Польша, Нидерланды, Испания. При этом поставки фруктов из Европы и стран южного полушария сокращаются, а импорт из стран СНГ, Китая и Польши растет.

Заметный рост позиций Китая связан с тем, что привезти фрукты и овощи оттуда на Дальний Восток проще и дешевле, чем даже из центральных российских регионов.

Основной поток импортных фруктов идет в Россию через порт Санкт-Петербург. Через этот порт завозятся фрукты для потребления в западной и центральной частях страны. Второе место по объемам перевалки импорта фруктов занимает порт Новороссийск, через который идут фрукты из Турции и Египта и который играет значительную роль в обеспечении фруктами южной части России.

В настоящее время мясо в Россию завозится из Бразилии (18%), США (17%), Германии (11%), Канады (9%), Испании и Парагвая (по 5%), а также из Франции, Нидерландов, Украины и других стран.

Около половины импорта мяса в Россию поступает через порт Санкт-Петербург, значительная часть ввозится через порты Прибалтики, в основном через Ригу и Клайпеду.

Сегодня Россия занимает 5-е место в мире по объемам рыборесурсов и 6-е – по импорту рыбы и рыбопродуктов.

Около 40% импорта рыбы ввозится из Норвегии, 11% – из Исландии, 8% – из Китая; также импортная рыба поступает к нам из Канады, США, Чили, Японии, Вьетнама, стран Африки и других.

Суммарная добыча рыбы российскими рыбаками во всех районах составляет 4,25 млн тонн. Экспорт рыбы составляет около 1,75 млн тонн, из которых 1,32 млн тонн вывозится с Дальнего Востока в Китай, Республику Корея, Японию. Продажа столь значительных объемов рыбной продукции в эти страны вынуждена и связана в первую очередь с нехваткой рыбоперерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке России.

Снабжая страны Юго-Восточной Азии свежей рыбой, Россия затем у них же закупает уже переработанную продукцию, естественно, по более высоким ценам. Вследствие такой экономики наше государство недополучает огромные средства, а рыбная отрасль ежегодно переживает утечку капитала. Попытка перенаправить часть потоков дальневосточной рыбы с экспорта на внутренний рынок была сделана несколько лет назад посредством использования ускоренных рефрижераторных поездов, введенных ОАО «Рефсервис».

Поезд позволяет сэкономить время и затраты на перевозку как владельцам груза, так и операторам.

Два ускоренных рефрижераторных поезда компании из портов Санкт-Петербурга и Дальнего Востока постоянно следуют по определенному жесткому графику.

Благодаря жесткой привязке к графику движения и срокам доставки этот способ перевозки позволяет осуществлять круглогодичную поставку рыбопродукциимелкопорционными партиями в вагонах-термосах с Дальнего Востока в регионы Сибири и Урала.

В результате грузополучатели, чьи производственные мощности и бюджетные средства не позволяют приобретать рыбопродукцию объемами для загрузки 4-вагонной рефсекции, остаются на рынке круглый год. Кроме того, в регионах сохраняется здоровая конкуренция на рыбном рынке, что в результате приводит к формированию доступной покупной цены на свежемороженую рыбу для получателя в течение всего года.


Библиографическая ссылка

Гунькова О.В., Лапатин А.Б. СПЕЦИФИКА ПЕРЕВАЛКИ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ ГРУЗОВВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12485 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674