В условиях глобализации высшего образования, увеличения количества вузов и доминирования стран с рыночной экономикой происходит постоянный рост конкурентной борьбы между вузами за ведущие позиции на рынке образовательных услуг. Одним из основных элементов конкурентоспособности вуза является качество подготовки и обучения специалистов. Специфика образовательных услуг заключается в том, что их потребление осуществляется одновременно с предоставлением и занимает длительный промежуток времени. В такой ситуации достаточно сложно говорить о качестве выпускаемых специалистов до момента их трудоустройства и работы по специальности в течение нескольких лет.
Успешность динамично развивающейся системы высшего образования во многом зависит от наличия общедоступных инструментов анализа деятельности и стимулирования развития высших учебных заведений. Создание такого инструмента требует разработки модели, позволяющей отразить как разнообразие учебных заведений в системе высшего образования, так и многоплановость задач, которые ставит перед ними современное общество.
Учитывая современные тенденции развития систем оценки деятельности вузов в международном контексте в сторону усложнения и учета не только разнообразия типов университетов и их функций, но и разнообразия потребителей услуг высшего образования, в рамках анализа были выявлены характеристики качества методологий многомерного ранжирования вузов, как гибридной формы оценки качества деятельности современных вузов. К основным характеристикам качества методологий многомерного ранжирования вузов были отнесены такие, как:
- сбалансированность показателей;
- сбор данных;
- надежность и релевантность показателей;
- интерактивность и свободный доступ.
Контроль качества образовательных услуг осуществляется на нескольких уровнях: правительственными институтами управления образованием, общественными организациями и профессиональными союзами, а также рейтинговыми агентствами. В большинстве случаев государственный контроль заключается в лицензировании деятельности учреждений образования, аккредитации и аттестации их услуг. Общественные организации выполняют аналогичные функции, дополняя их выдачей сертификатов и знаков качества. Рейтинговые агентства, а это, как правило, авторитетные издательства или консалтинговые компании, дополняют предыдущие уровни контроля. Однако рейтинги могут рассчитываться и на уровне государственных органов управления. Рейтинги вузов, магистратур и школ бизнеса публикуются регулярно в разрезе региона, профиля и формы собственности учреждений. В каждой из наиболее развитых систем образования представлена одна или несколько методик рейтинга.
Аккредитация, наряду с рейтинговой оценкой качества образования, представляет собой один из наиболее наглядных способов предоставления сравнительной информации об учебных заведениях. Аккредитация учебных заведений проводится согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 сентября 2014 года № 1227 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности». Различие между аккредитацией и рейтингом состоит в том, что при аккредитации вуза значения критериев должны превысить нормативные по каждому из частных критериев оценки, а при составлении рейтинга вуза учитываются любые значения критериев. Кроме того, при аккредитации вуза не выставляется итоговая количественная оценка, что является необходимым элементом при расчете его рейтинга. Аккредитация является первичным этапом оценки качества образования, а рейтинг, как правило, используется для ранжирования уже прошедших аккредитацию заведений.
Методика составления рейтинга или аккредитации образовательных услуг вузов состоит из двух основных частей: математического аппарата и критериев оценки. Уникальность методики определяется набором критериев, участвующих в составлении рейтинга, и математическими методами агрегирования результата по этим критериям.
Таким образом, на основании многомерной оценки возможен качественный анализ преимуществ и недостатков развития каждого отдельного вуза и выработка на основе этого анализа обоснованных рекомендаций по укреплению потенциала российских вузов как внутри российской системы высшего образования, так и в глобальном пространстве высшего образования.
Библиографическая ссылка
Хуснулина Э.И. РЕЙТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12410 (дата обращения: 21.11.2024).