Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И РЕБЁНКОМ

Ефремова С.Н. 1
1 Филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске Ростовской области (филиалЮФУ в г. Новошахтинске)
1. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику, М.: Издательство ЭКСМО, 2007. 80 с.
2. Ефремова С.Н. Использование лепки в развитии мелкой моторики руки ребёнка в процессе информационного обмена между воспитателем и ребёнком. Информационные технологии: проблемы и перспективы развития: Матер. II Регион. межвуз. науч.-прак. конф. молодых учёных, аспирантов и студентов (28 мая 2014 г., Новошахтинск, Новочеркасск: Изд-во «НОК», 2014. С. 65-67.
3. Ефремова С.Н. Подготовка к письму через использование нетрадиционных техник рисования в процессе информационного обмена между воспитателем и ребёнком. Информационные технологии: проблемы и перспективы развития: Матер. II Регион. межвуз. науч.-прак. конф. молодых учёных, аспирантов и студентов (28 мая 2014 г., Новошахтинск, Новочеркасск: Изд-во «НОК», 2014. С. 68-72.
4. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. СПб.: КАРО, 2007. 160 с.

Рассматривается влияние развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование техники аппликации в процессе информационного обмена между воспитателем и ребёнком

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук [1].

От уровня мелкой моторики у детей зависит способность обучаться в школе, качество письма, усидчивость. Всё это, в конечном итоге, определяет будущее ребёнка, его успеваемость в школе. Поэтому так важно ещё в детском саду уделять особое внимание развитию мелкой моторики. Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – аппликация. По нашему мнению, наиболее интересными являются нетрадиционные виды аппликации. В детском саду № 30 п. Каменоломни, Октябрьского(с) района, Ростовской области используются ряд нетрадиционных методов [2, 3]. Рассмотрим один из них – работа с пенопластом и тканью. 

Приведём конспект, по которому проводится занятие по работе с пенопластом и тканью в подготовительной группе «Осенняя сказка». При составлении конспекта были использованы рекомендации, опубликованные в [4].

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Познакомить детей с новым нетрадиционным способом деятельности – работа с пенопластом и материей.

ЗАДАЧИ

1. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, умение и навыки в свободном экспериментировании с материей различных цветов, необходимой для создания листьев нетрадиционным способом.

2. Развивать наблюдательность, чувство важности и необходимости всего, что происходит в природе.

3. Развивать мелкую и общую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

4. Упражнять в цветовосприятии отбором тонких оттенков яркого колорита осени.

5. Закреплять знания о приметах осени.

6. Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: плоский кусок пенопласта прямоугольной формы, клеенка на стол, гуашь смешанная с клеем ПВА нужных цветов на подставке, подставка для кисточки, кисточка для рисования, емкость с водой, тряпочка или салфетки для вытирания кисти, кусочки шелковой или другой тонкой ткани, размером около 2 см разного цвета (по цвету осенних листьев), фломастер, тонкая пластмассовая палочка (можно использовать зубочистку), письмо, аудиозапись, корзинка с яблоками.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Экскурсия в осенний лес или парк.

2. Рассматривание картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» В. Поленова, «Октябрь» Е. Волкова.

3. Наблюдение за листопадом.

4. Заучивание стихотворений «Осень» З. Федоровской, «Унылая пора. » А. Пушкина, «Осень наступила… » А. Плещеева.

5. Закрепление примет и поговорок об осени.

6. Рисование на пенопласте контурного изображения по выбранной теме с помощью фломастера или гуаши, смешанной с клеем ПВА.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит тихая композиция «Звуки природы».

Воспитатель: Ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и представим, что мы находимся в сказочном лесу. Дует прохладный ветерок, воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю. Высоко над головой шелестит на деревьях желтая, красная, бурая листва. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Вот, несколько листочков сорвались с дерева, закружились в осеннем вальсе и мягко ложатся на землю, покрывая её пестрым, пушистым ковром.

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стая птиц улетает

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

(К. Бальмонт)

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами очутились? (В осеннем лесу) Почему вы так решили? Посмотрите, нет ли в нашем саду, что-нибудь подозрительного, необычного? Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Что это за дерево? Как называются эти геометрические фигуры? Какая геометрическая фигура висит на самом верху дерева? Какого она цвета? Какая снизу? Слева? Что висит в середине дерева? Сколько их всего? Сколько листочков осталось висеть на клене? Сколько на орешнике? А на рябине? Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а что это у нас здесь лежит? (Письмо) Как вы думаете, от кого оно? (Предположение детей) Письмо не простое, нам предлагается отгадать загадку, только после этого мы сможем узнать от кого оно и о чем говорится в этом письме. Внимательно слушайте:

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает –

Когда это бывает?

(Осень)

Воспитатель открывает конверт и читает письмо. «Дорогие ребята, если вам читают письмо, значит вы смогли отгадать про меня загадку. Не далеко от вашего детского сада есть лес, в который я недавно пришла и принесла самые яркие краски. Березы и клёны покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко красным, весь, как огонь горит. Забрела я на лесную полянку. Стоит посреди неё дуб богатырь, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыре нужно в медную кованную броню одеть». Так вот и обрядила старика. Гляжу – а не подалеку, с краю полянки густые, развесистые липы в кружок собрались, ветки вниз опустили. «Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи». Все деревья и даже кусты разукрасила по-своему, по-осеннему. Один только клён стоит грустный, нет у него листвы, а висят непонятные фигуры. Если вы сможете нарядить его в яркую листву, тогда все деревья заснут спокойным сном и всю зиму им будут сниться сказочные сны. Помогите, пожалуйста, продлить осеннюю сказку. Я вас за это награжу.

Ваша Золотая Осень! »

Воспитатель: Ребята, поможем осени? Как мы это сделаем? (Изготовим листья для клёна) .

Игра «Волшебное превращение».

Мы – листочки, мы – листочки.

(дети стоят свободно, руки вверх)

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели, (покачиваются)

Ветер дунул – полетели (разбегаются)

Мы летали, мы летали

А потом летать устали.

(бегают, кружатся)

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(приседают на корточки)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(садятся на свои места)

Воспитатель: И так, кто же мне напомнит, что мы будем делать? (кленовые листочки) Как мы это сделаем? (предположение детей)

Воспитатель: А листочки будут не простые. Для их изготовления нам понадобится: пенопласт, разноцветные лоскутики материи, набор зубочисток. Как вы думаете, для чего нам понадобятся зубочистки? (предположения детей) С их помощью мы будем прикреплять лоскуточки к нашему дереву.

Часть работы (ствол, ветки, вазу) раскрасим гуашью, смешанной с клеем ПВА. (Подождать, пока высохнет гуашь, а затем будем делать листья).

Efremova.tif

Воспитатель: Пока сохнет гуашь, давайте разомнем наши пальчики.

Первый пальчик – маленький,

Второй пальчик – слабенький,

Третий пальчик – длинненький,

А четвертый – сильненький,

Пятый пальчик – тостячок,

Получился кулачок.

Звучит тихая музыка. Дети выполняют работу, а воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: Ребята, листья будем выполнять из кусочков ткани — наметьте на пенопласте точки в контуре листика (можно фломастером), положите на точку кусочек ткани, подбирая нужные цвета, и воткните ткань в пенопласт с помощью палочки так, чтобы середина ткани ушла вглубь, а края остались снаружи. Делать так до тех пор, пока не раскрасится кусочками ткани все контурное изображение дерева.

Efremova2.tif

Воспитатель: Посмотрите, какое замечательное, красивое дерево у вас получилось.

Efremova3.tif

Воспитатель: Ребята, от осени вам подарок – вкусные ароматные яблоки.


Библиографическая ссылка

Ефремова С.Н. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И РЕБЁНКОМ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12388 (дата обращения: 03.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674