Физиологической основой речевой деятельности человека является совокупность функциональных систем, формирующихся в процессе овладения языком. Показано, что специфика физиологического механизма организующего определенный вид речевой деятельности зависит от системы взаимосвязанных звеньев различных по природе, структуре и “глубинности”. В зависимости от задач, стоящих перед организмом, эти механизмы будут различаться [1]. Поэтому выявление различий функционального обеспечения речевой деятельности не только на родном языке, но и на иностранном в настоящее время было бы актуальным. Исследования последних лет показали, что выраженность тета-активности коррелирует с эффективностью когнитивной деятельности и существуют указания на зависимость тета-составляющей от трудности и длительности задания, необходимости поддерживать внимание при его выполнении, повышение эмоциональной активации и уровня психического напряжения [2,4].
Цель: исследование пространственно-временной организации биоэлектрической активности мозга в тета-диапазоне в процессе чтения на иностранном языке студентами.
Материалы и методы
В исследовании принимали участие 18 студентов-нигерийцев в возрасте от 19 до 22 лет. Все студенты прошли подготовительный 10-месячный курс обучения русскому языку. Участники исследования были предварительно информированы о ходе обследования и дали письменное согласие. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) регистрировалась монополярно с объединенным ушным электродом от симметричных отведений левого и правого полушарий, расположенных соответственно международной системе «10-20». ЭЭГ регистрировали в состоянии спокойного бодрствования и чтения текстов на родном (английском) и иностранном (русском) языках. Время каждой ситуации 4-5 минут. Исходным материалом для анализа служили безартефактные отрезки ЭЭГ длительностью не менее 70 секунд. Основным анализируемым параметром пространственно-временной организации электрической активности мозга был максимум оценки функции когерентности (КОГ) ритмических составляющих биопотенциалов. Статистический анализ результатов проводили с применением компьютерной программы SPSS 17,0 для Windows. Оценка достоверности различий проводилась с использованием непараметрического метода критерия Вилкоксана. При анализе полученных результатов учитывались только достоверные изменения функций КОГ (p≤0,05). В данной работе мы отражаем реорганизацию биоэлектрической активности (БЭА) мозга в диапазоне тета-колебаний (4-7 Гц), как показатель рабочего напряжения при когнитивных нагрузках, а также усиления внимания [5].
Результаты исследования
Когерентный анализ ЭЭГ студентов-нигерийцев при чтении иностранного (русского) текста по сравнению с фоном выявил усиление синхронного взаимодействия в области тета-диапазона отмеченное в зонах левой гемисферы: лобной с теменной (р<0,01) и центральной (р<0,05), затылочной с теменной (р<0,05) и передневисочной (р<0,05) областями коры головного мозга.
Сравнение показателей КОГ ЭЭГ при чтении текста на английском (родном) и русском (неродном) языках было выявлено увеличение дистантных диагональных связей и количество областей, включенных в обработку поступающей. Так, наблюдалось усиление когерентного взаимодействия между переднеассоциативными областями одного полушария и заднеассоциативными областями противоположного полушария: левой лобной с центральной (р<0,05), передневисочной (р<0,01) и затылочной (р<0,001) областями правого полушария, а также правой лобной с затылочной (р<0,01) и задневисочной (р<0,05) областями левого полушария, левой центральной (р<0,05) и правой затылочной (р<0,01), левой центральной и правой теменной (р<0,001), левой центральной и правой задневисочной (р<0,01) областью головного мозга. Увеличение выраженности тета-ритма в лобной области у взрослых может свидетельствовать о мобилизации внимания и произвольности деятельности, что согласуется с исследованиями Мачинской Р.И. (2012) [6]. Согласно литературным данным связь между левой задневисочной и правой префронтальной областью обеспечивает кодирование визуальной формы слова и отвечает за имплицитную память [7].Рост пространственной синхронизации во время чтения иностранного текста между переднеассоциативными и заднеассоциативными областями, по всей вероятности, может быть обусловлен обработкой более сложной информации, подключением процессов памяти для идентификации иностранной терминологии. Также тета-активность связывают с удержанием в рабочей памяти последовательно предъявляемых стимулов, кодированием новой информации, что вероятно наблюдается при чтении на неродном языке у обследованных студентов [3].
Таким образом, чтение иностранного текста вызывает дополнительное напряжения в обработке поступающей информации, что требует участие разных зон мозга, в том числе и межполушарных механизмов, связанных с семантическим анализом «новых» слов, поддержанием внимания и регуляцией целенаправленной деятельности.
Библиографическая ссылка
Роева М.В. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ БИОПОТЕНЦИАЛОВ МОЗГА В ТЕТА-ДИАПАЗОНЕ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ЧТЕНИИ РУССКОГО ТЕКСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 2-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12252 (дата обращения: 04.10.2024).