Перед Россией стоит значимая проблема развития больших и малых городов, сёл и посёлков. Развитие местных сообществ в качестве действенной силы устойчивого развития муниципальных образований, в последнее время приобретает значительный вес в системе региональной экономики. Местное сообщество – это общность людей, живущих на одной территории, обладающих общими интересами и имеющих единую цель. В статье 27 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление определено как «…самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения»[1].
Становление и формирование моделей развития местных сообществ должно быть подвергнуто серьезной корректировке и переосмыслению в ходе формирования стратегии устойчивого развития экономики и социальной стабильности регионов. Целью местных сообществ в рамках муниципальной проблематики является не только удовлетворение основных потребностей населения, но и содействие устойчивому росту основных экономических структур.
В настоящее время функционирование местных сообществ направлено, в основном на сферу услуг. Важный вопрос, который население может решить, объединившись в местное сообщество – благоустройство территории, на которой живут люди, условия жизни. Здесь приходит на помощь такая форма самоорганизации граждан, как территориальное общественное самоуправление. Местное сообщество способствует формированию таких качеств, как солидарность, взаимное доверие и обязательства, общность интересов. В сообществе люди взаимодействуют друг с другом, с администрацией, с другими сообществами на определённой территории для достижения совместных целей.
Каким образом территориальное общественное самоуправление способствует развитию местных сообществ и территории муниципального образования в целом? Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) помогает жителям села, города, района непосредственно участвовать в управлении своей территорией, эффективно выявлять существующие проблемы и решать их. Причём могут быть совершенно разные проблемы, которые граждане в состоянии разрешить с помощью такого инструмента как ТОС, а именно строительство детских и спортивных площадок, организация досуга для жителей, озеленение территории, обслуживание домов и даже запрет точечных застроек, без согласия на то местных жителей. Очевидно, что ТОС является нужным и правильным средством в разрешении проблем подобного рода, главное здесь – чтобы этим инструментом грамотно и умело пользовались граждане. Важно объяснить людям о значимости организации ТОС в первую очередь для них же самих.
Российский учёный и общественный деятель Глазычев В.Л. называл местные сообщества фантомами, подчёркивая, что в любой местности имеется 3% активных людей, которые способны организовать сообщество и вести деятельность по его развитию.[2] Глазычев В.Л. также говорил, что для решения любой задачи местного сообщества необходим замысел проекта, нужна идея, инициатива в решении той или иной проблемы. Важным признаком местного сообщества выступает социальное взаимодействие людей. Это означает, что людей объединяют общие правила и нормы поведения, общие властные структуры, общественные услуги, важную роль играют соседские отношения. В процессе своей деятельности сообщества взаимодействуют с различными организациями.
Прогнозирование развития ТОС затруднено в связи с отсутствием достоверной официальной муниципальной статистики. По данным Минрегиона РФ, ТОС действуют в 64 субъектах Российской Федерации. Всего на территории Российской Федерации численность зарегистрированных в муниципальных образованиях органов ТОС в 2007 г. составила 8084 единицы, по данным на 1 марта 2009 г. зарегистрировано 15 888 уставов ТОС, на основании информации Минюста по состоянию на 22 августа 2011 года – 2163.
При создании местного сообщества необходимо учитывать уникальность, неповторимость каждой территории, на которой планируется объединить людей в группу. Подходы, способы, которыми можно решить проблемы сообщества различаются на каждой территории, потому что нет двух одинаковых городов или посёлков в нашей стране и в мире и каждая местность обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками.
Местные жители должны осознавать, что местное самоуправление связано не только с деятельностью муниципалитета, но и с самодеятельностью членов местного сообщества. Благодаря наличию местных сообществ, граждане могут выражать интересы населения и грамотно добиваться поставленных целей, развивать сообщество и территорию, на которой проживают.[3]
Основное преимущество ТОСа – возможность благоустройства территории как за счёт средств, привлечённых гражданами, так и за счёт средств местного бюджета. Следует помнить, что в бюджете муниципальных образований заложены деньги на благоустройство и прочие субсидии юридическим и физическим лицам. Фактически граждане с помощью ТОСов имеют возможность самостоятельно распорядиться этими деньгами на своё усмотрение во благо жителей и своей территории. В этой связи ТОС выступает еще и как средство борьбы с коррупцией местной власти. Единственное требование к гражданам – самоорганизация.[4]
Большой проблемой развития местного сообщества является безынициативность граждан. Для создания сообщества и эффективного взаимодействия его с другими местными структурами, организациями необходим внешний толчок, вмешательство. Нужно объяснить населению, почему важно объединиться в сообщество, какова польза для жителей.
Как правило, более эффективные результаты деятельности дает наличие разветвленной сети ТОСов в городе, когда жители обмениваются опытом между собой, а все ТОСы действуют в направлении достижения единой цели. Взаимодействие ТОСов с окружающей средой может быть представлено следующей схемой (рис.1).
Рис.1. Взаимодействие группы ТОСов с окружающей средой
В центре схемы – организации территориального общественного самоуправления, которые разрабатывают свои программы и инициативы. Механизм реализации этих программ – построение партнёрских отношений с обществом, местной властью и бизнесом. ТОС стремится привлечь ресурсы из данных структур и таким образом сформировать материально-техническую и финансовую основы своей деятельности. В свою очередь результаты этой деятельности ТОС представляет структурам общества, власти и бизнеса – своеобразная форма обратной связи.
Ещё один важный аспект территориального общественного самоуправления – возможность создания ТОСа, объединяющего жителей многоквартирного жилого дома или даже подъезда многоквартирного жилого дома. Это даёт преимущество ТОСу перед товариществами собственников жилья (ТСЖ) и управляющими компаниями при выборе организации, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом. При управлении жилым домом ТСЖ или управляющей компанией все расходы по содержанию жилья ложатся на плечи самих граждан. ТОС же, в качестве управляющей организации, предоставляет возможность получения средств из местного бюджета для выполнения уставной деятельности.
Таким образом, территориальное общественное самоуправление – это неотъемлемый элемент местного самоуправления, деятельность которого направлена на повышение качества жизни населения, развитие местного сообщества. Эффективно действующее территориальное общественное самоуправление способно оказывать реальное воздействие на местные органы власти и осуществлять поддержку в управлении территорией. Главный результат развития местного сообщества – благосостояние населения. Важно понимать, что работа, доходы, условия жизни зависят от степени развитости места, в котором живёт человек.
Библиографическая ссылка
Морозова С.И., Трунова С.В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФОРМЫ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ. // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11966 (дата обращения: 26.12.2024).