Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE PROBLEMS OF TERRITORIAL PUBLIC GOVERNANCE DEVELOPMENT AS FORM OF LOCAL COMMUNITIES.

Morozova S.I. 1 Trunova S.V. 1
1 RGAU MAA name of K.A. Timiryazev
The issue concentrates on problem of local communities development in the local authority’s territory and on the value of territorial public self-governance for public activity related with participation in local problems solution. People integration in local communities furthers realization of citizen rights on local self-government. Territorial public self-governance is one of the most effective forms of local communities. Cooperation of territorial public self-governance with municipal corporations, as well as different organizations gives positive results in development of the municipal territory. Therefore, municipalities need not only proper and effective local authority governance but also active position of citizens, who are not indifferent to the terrain they live.
territorial public self-governance
local community
local self-government
local authority
local authority finance.

Перед Россией стоит значимая проблема развития больших и малых городов, сёл и посёлков. Развитие местных сообществ в качестве действенной силы устойчивого развития муниципальных образований, в последнее время приобретает значительный вес в системе региональной экономики. Местное сообщество – это общность людей, живущих на одной территории, обладающих общими интересами и имеющих единую цель. В статье 27 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление определено как «…самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения»[1].

Становление и формирование моделей развития местных сообществ должно быть подвергнуто серьезной корректировке и переосмыслению в ходе формирования стратегии устойчивого развития экономики и социальной стабильности регионов. Целью местных сообществ в рамках муниципальной проблематики является не только удовлетворение основных потребностей населения, но и содействие устойчивому росту основных экономических структур.

В настоящее время функционирование местных сообществ направлено, в основном на сферу услуг. Важный вопрос, который население может решить, объединившись в местное сообщество – благоустройство территории, на которой живут люди, условия жизни. Здесь приходит на помощь такая форма самоорганизации граждан, как территориальное общественное самоуправление. Местное сообщество способствует формированию таких качеств, как солидарность, взаимное доверие и обязательства, общность интересов. В сообществе люди взаимодействуют друг с другом, с администрацией, с другими сообществами на определённой территории для достижения совместных целей.

Каким образом территориальное общественное самоуправление способствует развитию местных сообществ и территории муниципального образования в целом? Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) помогает жителям села, города, района непосредственно участвовать в управлении своей территорией, эффективно выявлять существующие проблемы и решать их. Причём могут быть совершенно разные проблемы, которые граждане в состоянии разрешить с помощью такого инструмента как ТОС, а именно строительство детских и спортивных площадок, организация досуга для жителей, озеленение территории, обслуживание домов и даже запрет точечных застроек, без согласия на то местных жителей. Очевидно, что ТОС является нужным и правильным средством в разрешении проблем подобного рода, главное здесь – чтобы этим инструментом грамотно и умело пользовались граждане. Важно объяснить людям о значимости организации ТОС в первую очередь для них же самих.

Российский учёный и общественный деятель Глазычев В.Л. называл местные сообщества фантомами, подчёркивая, что в любой местности имеется 3% активных людей, которые способны организовать сообщество и вести деятельность по его развитию.[2] Глазычев В.Л. также говорил, что для решения любой задачи местного сообщества необходим замысел проекта, нужна идея, инициатива в решении той или иной проблемы. Важным признаком местного сообщества выступает социальное взаимодействие людей. Это означает, что людей объединяют общие правила и нормы поведения, общие властные структуры, общественные услуги, важную роль играют соседские отношения. В процессе своей деятельности сообщества взаимодействуют с различными организациями.

Прогнозирование развития ТОС затруднено в связи с отсутствием достоверной официальной муниципальной статистики. По данным Минрегиона РФ, ТОС действуют в 64 субъектах Российской Федерации. Всего на территории Российской Федерации численность зарегистрированных в муниципальных образованиях органов ТОС в 2007 г. составила 8084 единицы, по данным на 1 марта 2009 г. зарегистрировано 15 888 уставов ТОС, на основании информации Минюста по состоянию на 22 августа 2011 года – 2163.

При создании местного сообщества необходимо учитывать уникальность, неповторимость каждой территории, на которой планируется объединить людей в группу. Подходы, способы, которыми можно решить проблемы сообщества различаются на каждой территории, потому что нет двух одинаковых городов или посёлков в нашей стране и в мире и каждая местность обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками.

Местные жители должны осознавать, что местное самоуправление связано не только с деятельностью муниципалитета, но и с самодеятельностью членов местного сообщества. Благодаря наличию местных сообществ, граждане могут выражать интересы населения и грамотно добиваться поставленных целей, развивать сообщество и территорию, на которой проживают.[3]

Основное преимущество ТОСа – возможность благоустройства территории как за счёт средств, привлечённых гражданами, так и за счёт средств местного бюджета. Следует помнить, что в бюджете муниципальных образований заложены деньги на благоустройство и прочие субсидии юридическим и физическим лицам. Фактически граждане с помощью ТОСов имеют возможность самостоятельно распорядиться этими деньгами на своё усмотрение во благо жителей и своей территории. В этой связи ТОС выступает еще и как средство борьбы с коррупцией местной власти. Единственное требование к гражданам – самоорганизация.[4]

Большой проблемой развития местного сообщества является безынициативность граждан. Для создания сообщества и эффективного взаимодействия его с другими местными структурами, организациями необходим внешний толчок, вмешательство. Нужно объяснить населению, почему важно объединиться в сообщество, какова польза для жителей.

Как правило, более эффективные результаты деятельности дает наличие разветвленной сети ТОСов в городе, когда жители обмениваются опытом между собой, а все ТОСы действуют в направлении достижения единой цели. Взаимодействие ТОСов с окружающей средой может быть представлено следующей схемой (рис.1).

Рис.1. Взаимодействие группы ТОСов с окружающей средой

В центре схемы – организации территориального общественного самоуправления, которые разрабатывают свои программы и инициативы. Механизм реализации этих программ – построение партнёрских отношений с обществом, местной властью и бизнесом. ТОС стремится привлечь ресурсы из данных структур и таким образом сформировать материально-техническую и финансовую основы своей деятельности. В свою очередь результаты этой деятельности ТОС представляет структурам общества, власти и бизнеса – своеобразная форма обратной связи.

Ещё один важный аспект территориального общественного самоуправления – возможность создания ТОСа, объединяющего жителей многоквартирного жилого дома или даже подъезда многоквартирного жилого дома. Это даёт преимущество ТОСу перед товариществами собственников жилья (ТСЖ) и управляющими компаниями при выборе организации, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом. При управлении жилым домом ТСЖ или управляющей компанией все расходы по содержанию жилья ложатся на плечи самих граждан. ТОС же, в качестве управляющей организации, предоставляет возможность получения средств из местного бюджета для выполнения уставной деятельности.

Таким образом, территориальное общественное самоуправление – это неотъемлемый элемент местного самоуправления, деятельность которого направлена на повышение качества жизни населения, развитие местного сообщества. Эффективно действующее территориальное общественное самоуправление способно оказывать реальное воздействие на местные органы власти и осуществлять поддержку в управлении территорией. Главный результат развития местного сообщества – благосостояние населения. Важно понимать, что работа, доходы, условия жизни зависят от степени развитости места, в котором живёт человек.