Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭТНОРЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Цоколаева К.К. 1 Гогицаева О.У. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»
До настоящего времени остается проблемой неразработанность требований к подготовке учителя национальной школы в системе непрерывного педагогического образования с учетом потребностей регионов, и, в частности, такого аспекта как формирование этнорегиональной компетентности. Стратегию современного педагогического образования составляет субъективное развитие и саморазвитие личности учителя, способного выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, способствующие развитию национальной школы и ее интеграции в единое российское образовательное пространство. Эта стратегия может воплотиться лишь при качественно иной подготовке учителя-исследователя, обладающего возможностями использовать инновационный потенциал и способность вырабатывать методические рекомендации по переводу научных инноваций в массовую практику. Практическая деятельность образовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания показала возможность создания региональной системы педагогического образования как расширяющегося пространства жизнедеятельности специалиста.
национальная школа
педагогическое образование
этнорегиональная компетентность
образовательное пространство.
1.Гогицаева О.У. Повышение педагогической культуры и толерантности преподавателя вуза//Вестник ГГУ. 2009 №14 С.133-136
2.Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Этнопедагогические аспекты полилингвального образования. Вектор науки ТГУ. 2013. С.119-121
3.Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] /И. А. Зимняя // – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004.
4.Коршунов С. В. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования [Текст] / С. В. Коршунов // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
В настоящее время стали появляться исследования, посвященные системе непрерывного образования в условиях региона с учетом специфики различных типов учебных заведений (Гильманов, В. М. Лопаткин, Совга, В. К. Шаповалов и др.) [3].

Однако до настоящего времени остается проблемой неразработанность требований к подготовке учителя национальной школы в системе непрерывного педагогического образования с учетом потребностей регионов, и, в частности, такого аспекта как формирование этнорегиональной компетентности.

Практическая деятельность образовательных учреждений Республики Северная Осетия-Алания показала возможность создания региональной системы непрерывного педагогического образования как расширяющегося пространства жизнедеятельности специалиста.

Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день большинство исследователей компетентность рассматривают как профессиональную грамотность, степень квалификации специалиста, как уровень развития личности и культуры человека.

Этнорегиональная компетентность - уровень сформированности у специалиста системы психических свойств и состояний, в котором выражается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности в национальной школе с учетом особенностей региона и способности (то есть умения и возможности) производить необходимые для этого действия.

Мы считаем, что формирование этнорегиональной компетентности должно строиться на принципе непрерывности, предполагающем единство допрофессионального образования, базового профессионального и последующего профессионального совершенствования [1].

На этапе допрофессионального образования очень важно заложить основу, которая в дальнейшем поможет школьникам лучше сориентироваться и выбрать то направление профессиональной подготовки, которое наиболее соответствует специфике и потребностям региона. Кроме крепкой научной базы в виде естественнонаучных, гуманитарных знаний, это должны быть и этнорегиональные знания (знание истории, культуры, языка, быта родного края, особенностей их развития на современном этапе). Ориентация на педагогическую деятельность, в том числе и в национальных школах, осуществляется в процессе профориентационной работы через профконсультации и профконсилиумы, учебно-производственные комплексы, педагогические классы, Дни открытых дверей в учебных заведениях, Ярмарки профессий, Школы будущих педагогов и т. д.

Успешность профориентационной работы будет определяться достаточным уровнем сформированности профессионального самосознания, наличием интереса к педагогической деятельности в национальной школе, педагогическими способностями, умением ориентироваться в широком выборе педагогических специальностей.

Допрофессиональная подготовка будет эффективной, если использовать тренинги самопознания и общения, технологии активного и проблемно-поискового обучения, стимулировать самостоятельную учебную работу, организовывать работу с психолого-педагогической литературой, знакомство с передовым и новаторским опытом, отражающим достижения лучших учителей региона.

Формирование этнорегиональной компетентности на этапе среднего профессионального образования реализуется через систематизацию знаний современных задач образовательной работы в контексте региональных программ; формирование знаний основ методики и технологии работы педагога в условиях социокультурной среды региона, а также знаний истории, культуры, быта родного края, особенностей их развития на современном этапе.

Особая роль в формировании этнорегиональной компетентности специалистов принадлежит государственным университетам национальных республик, выступающим в качестве интегрирующих элементов образования, науки и культуры в регионе.

Государственные университеты могут выполнять функцию языковой, культурной и духовной консолидации полиэтничного общества, его сплочения в единую социально-политическую общность в том случае, если образовательные программы университетов будут включать различные направления культуротворческого обучения, связанные с определенной этнорегиональной спецификой. При этом высшее образование должно способствовать социализации и универсализации этнических групп региона, включению их в общий контекст российской и мировой культуры. Комплекс федеральных и региональных образовательных дисциплин должен способствовать формированию этнотолерантной личности, обладающей в то же время поликультурным комплексом знаний. Как очень точно отмечает В. К. Шаповалов, университеты призваны быть не просто методическими, но шире - методологическими центрами в области поликультурного образования, должны разработать принципы и пути реализации поликультурности в образовании.

На базе Северо-Осетинского государственного университета в полной мере осуществляется формирование этнорегиональной компетентности у будущих учителей национальных школ по специальностям: «Педагогика и методика начального образования», «Русский язык и литература» (ДС «Иностранный (английский) язык), «Осетинский язык и литература». Широкий спектр основных и дополнительных специальностей позволяет практически полностью удовлетворить образовательные потребности национальных школ Республики Северная Осетия-Алания, а также дает возможность на базе института пройти все ступени непрерывного образования.

Проводимая на базе университета работа по формированию этнорегиональной компетентности студентов позволяет решить следующие задачи:

  • давать достаточные знания о специфике работы в национальной школе;
  • развивать личностные качества, необходимые для работы в национальной школе;
  • давать необходимые знания и формировать практические умения для успешного осуществления педагогической деятельности с учетом национально-психологических особенностей школьников и специфики региона;
  • формировать практическую готовность к творческому использованию передового этнопедагогического опыта обучения и воспитания школьников.

Профессионально-педагогическое становление личности учителя национальной школы осуществляется через учебно-воспитательный процесс вуза, который строится на основе следующих условий:

  • включение в образовательный процесс вуза знаний, отражающих культурное многообразие региона;
  • построение педагогического процесса как системы проблемных ситуаций и задач, связанных со спецификой региона и активизирующих мышление студентов;
  • организация самостоятельной работы студентов в национальной школе для первичной апробации имеющихся знаний и умений в условиях, моделирующих будущую профессиональную деятельность;
  • включение в педагогический процесс упражнений и тренингов, направленных на развитие навыков педагогического общения;
  • организация самостоятельной исследовательской работы студентов.

Для расширения и углубления знаний студентов об особенностях работы в условиях Республики Северная Осетия-Алания как поликультурном регионе - большая роль отводится специальным дисциплинам: «Этнопедагогике», «Этнопсихологии» и «Формированию культуры межнационального общения». После тщательного анализа содержания этих дисциплин были внесены коррективы с учетом особенностей региона. В содержании этих дисциплин студентам даются сведения об этнопедагогических и этнопсихологических особенностях проживающих в Осетии этносов, их культуре, традициях, обычаях, рассматриваются проблемы и перспективы общения людей разных национальностей [2]. Однако, вся сложность заключается в том, что будущие учителя должны быть не только носителями определенных знаний, но и уметь применять их на практике при работе с детьми в моно- и полинациональных образовательных учреждениях, быть свободными от негативных стереотипов и предубеждений. Это достигается системой специальных упражнений, тренингов, практических и творческих заданий, и, прежде всего, большой самостоятельной работой.

Стратегию современного непрерывного педагогического образования составляет субъективное развитие и саморазвитие личности учителя, способного выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, способствующие развитию национальной школы и ее интеграции в единое российское образовательное пространство. Эта стратегия может воплотиться лишь при качественно иной подготовке учителя-исследователя, обладающего возможностями использовать инновационный потенциал и способность вырабатывать методические рекомендации по переводу научных инноваций в массовую практику. Большие возможности для этой цели представляет определенная система включения студентов в научно-исследовательскую работу.

Большинство тем, разрабатываемых в рамках научно-исследовательской работы, имеют этнорегиональную направленность. Это работы, выполняемые как по заказу предприятий - будущих работодателей, так и исследования, отражающие научные интересы преподавателей и студентов.

Большая роль в формировании этнорегиональной компетентности учителей национальной школы принадлежит самообразованию.

Во многих исследования, посвященных проблемам самообразования, сформулированы принципы, на основе которых учителю целесообразно организовывать свою самообразовательную деятельность [4]:

  • связь самообразования с практической деятельностью педагога;
  • систематичность и последовательность, непрерывный характер, постоянное усложнение содержания и форм самообразования;
  • добровольный характер;
  • сочетание индивидуальной работы по самообразованию с коллективными формами;
  • комплексный подход к отбору содержания и организации изучения;
  • завершенность самообразования на каждом ее этапе; самоконтроль самообразовательной деятельности;
  • соответствие содержания самообразования уровню подготовки педагога, его интересам и склонностям.

Эти же принципы актуальны и для этапа последующего профессионального совершенствования, который осуществляется через курсы повышения квалификации и самостоятельную работу педагогов в данном направлении. И здесь уже многое зависит от желания и потребности самого учителя, поскольку востребованность этнорегиональных знаний, подкрепленных поликультурным сознанием, способна вывести современное образовательное учреждение на новый этап развития как на уровне конкретного региона, так и значительно шире.


Библиографическая ссылка

Цоколаева К.К., Гогицаева О.У. ЭТНОРЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11903 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674