Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АЭРОПОРТ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Казимирова Д.А. 1 Каратаева Т.В. 1 Сутормина М.Н. 1
1 Филиал «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»
Предметом данной статьи является строительство нового аэропорта в Саратовской области. Поэтому основной задачей данной статьи является: обоснование строительства нового аэропорта вне города Саратова, удовлетворяющего требования охраны окружающей среды и жизнедеятельности человека. В статье рассмотрены вопросы: структура аэропорта; обоснование длины взлетно-посадочной полосы; применяемые искусственные покрытия на взлетно-посадочной полосе; достоинства и недостатки искусственных покрытий; дефекты асфальтобетонных и армобетонных покрытий. После анализа выбрано и обосновано место и площадь для строительства, параметры взлетно-посадочной полосы, тип искусственного покрытия; объекты управления воздушным движением.
строительство
аэропорт
покрытие
1. ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам. Введ. 1991-01-01- М. : Изд-во стандартинформ, 2009. -29с.
2. ГОСТ Р 53231-2008 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности. Введ. 2011-01-01-М. : Изд-во стандартинформ, 2009.-14с.
3. ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия - Введ. 2011-01-01- М. : Изд-во стандартинформ, 2010.-18с.
4. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 30 декабря 2009 г. № 1215 "Об утверждении нормативных методических документов, регулирующих функционирование и эксплуатацию аэродромов экспериментальной авиации".
5. СНиП 32-03-96 Аэродромы. Введ. 1997-01-01- М. : Изд-во стандартинформ, 1996. -29с.

Введение

 

Вопрос строительства нового аэропорта в Саратовской области возник довольно давно. Перенос существующего аэропорта улучшит экологическую обстановку в Саратове, так как он единственный в России расположен в самом центре города, поэтому рев двигателей самолетов, создает уровень шума, достигающий болевой чувствительности человеческого уха. Также в районе аэродрома, радиусом 400 м, распыляются частички керосина, не сгоревшие в процессе работы двигателя, существенно вредящие экологии города. Было много споров и предложений по поводу места расположения и целесообразности строительства нового аэропортового комплекса. Одним из немаловажных факторов споров является физико-географическое и климатическое месторасположение территории аэропорта, так называемая роза ветров. Наличие уже существующих железно- и автодорожных магистралей, а также необходимое количество территории земли. По этим составляющим наиболее подходящим местом оказалось село Сабуровка Саратовской области, так как развитие авиатранспортных международных, межрегиональных и местных перевозок позволят жителям Саратова летать не только за границу и в Москву, но и свободно перемещаться по регионам России в целом;

Аэропорт – важнейшая транспортная артерия региона. Его правильное расположение открывает больше перспектив для транзитных авиаперевозок. Согласно Приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 30 декабря 2009 г. № 1215"Об утверждении нормативных методических документов, регулирующих функционирование и эксплуатацию аэродромов экспериментальной авиации",[5] современные вместительные самолеты могут совершать взлет-посадку на полосу длиной не менее 3000 метров, тогда как полоса существующего аэропорта г.Саратова составляет всего лишь 2220 метров и позволяет принимать легкие воздушные суда, максимальный взлётный вес которых 61 тонна. Поводом для переноса существующего аэропорта г. Саратова послужили размер взлетно-посадочной полосы (ВПП), которая не имеет возможности удлинения; и расположение аэропорта в черте города, ставшее следствием расширения территории г. Саратова, являющееся дополнительным фактором риска. По окончанию строительства новый аэропорт длиной 2650 метров (с возможным удлинением до 3000 метров) будет способен принимать все типы современных самолетов, в которых нуждается город и его жители.

Комплекс аэропорта состоит из аэродрома и служебно-технической территории (СТТ). Проектирование аэродрома включает в себя: выбор и обоснование площадки для строительства; выполнение инженерно-изыскательских работ; определение параметров взлетно-посадочной полосы с учетом класса принимаемых воздушных судов; выбор типа искусственных покрытий; расчет и планировка перрона, мест стоянки воздушных судов, рулежных дорожек; расчет и схемы размещения светосигнального, радиотехнического, навигационного и метеорологического оборудования и объектов управления воздушным движением, а так же размещение инженерных сетей и коммуникаций.

В проектировании аэропорта важным является правильный выбор искусственного покрытия ВПП. Асфальтобетонные покрытия имеют ряд преимуществ перед бетонными (снижаются динамические нагрузки на шасси воздушных судов, уменьшается вибрация, устойчивы к воздействию антигололёдных реагентов). Несмотря на отдельные преимущества асфальтобетонного покрытия, имеются и недостатки (трещины различного типа и происхождения, пластические разрушения, эрозия поверхности). В целом асфальтобетонные покрытия наиболее ремонтопригодны по сравнению с бетонными, однако, необходимость в проведении текущих ремонтов возникает гораздо чаще. Характерным дефектом асфальтобетонных покрытий на местах стоянок самолетов  являются просадки под колёсами опор от действия длительных статических нагрузок.

 Армобетонные покрытия позволяют делать плиты больших размеров по сравнению с бетонными, что снижает затраты на нарезке швов и положительно сказывается на ровности покрытий. Толщина армобетонных плит меньше цементобетонных  при одинаковой несущей способности. Однако, как показывают обследования армобетонных покрытий, первые трещины появляются на второй, третий год эксплуатации из-за температурных усадок бетона. Тонкие трещины трудно поддаются уходу, постепенно под действием колёсных нагрузок происходит повреждение их кромок и попадание воды в основание. Наиболее эффективным способом борьбы с данным дефектом является уменьшение размера плит, но применение армобетонных плит с малыми размерами неэффективно из-за того, что снижается роль арматурной сетки. Существенным недостатком бетонных покрытий является большое количество деформационных швов. На сегодняшний день бетонные покрытия являются наиболее долговечными покрытиями и практически не подвержены влиянию климатических факторов, в отличие от асфальтобетонных покрытий.

В результате сравнения рассмотренных вариантов искусственных покрытий, проектом на строительство аэродрома принята конструкция из армобетона.

Для реализации проекта строительства аэропорта Саратов завоз минерального грунта не требуется, щебень доставляется из Пугачевского и Тепловского известковых каменных карьеров, а песок из карьера Девичьи горки. Производство асфальтобетона предусмотрено на строительной площадке мобильным АБЗ, доставка битума и битумных эмульсий будет производиться автомобильным транспортом из г.Саратов. Цементобетон и железобетонные конструкции предполагается поставлять так же с ЗЖБИ города Саратов.

Аэропорт «Центральный» планируется построить за 3-5 лет. Общая площадь территории аэропорта составит 730 га (из них 262 га – сооружения аэродромного комплекса; 14 га – аэровокзал, гостиница, международный бизнес-терминал); тогда как площадь территории нынешнего аэропорта занимает всего 210 га. Аэропорт проектируется IV класса с годовым объемом перевозок – 1 275 526 пасс., 3 693 т грузов и интенсивностью 27566 взлетно-посадочных операций (ВПО) в год на расчетный 2024 год.

Заключение

Строительство нового аэропорта даст дополнительный толчок для экономического развития и повышения благосостояния города и его жителей. В центре Саратова освободится огромная территория, которую в дальнейшем можно использовать под строительство как жилых, так и промышленных территорий. Это позволит улучшить экологическую обстановку и жители смогут дышать более чистым воздухом.


Библиографическая ссылка

Казимирова Д.А., Каратаева Т.В., Сутормина М.Н. АЭРОПОРТ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11848 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674