Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Серпкова С.Е. 1 Ильина Г.В. 1
1 ФГБОУ ВПО « Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Проведён анализ научной литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности дошкольников; уточнены понятия «здоровьесберегающие технологии», физкультурная деятельность. Выделены современные здоровьесберегающие технологии, способствующие профилактике и коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического и физического развития детей дошкольного возраста. Разработано планирование технологии обучения здоровому образу жизни детей 5-7 лет с учётом ФГОС дошкольного образования. Апробированы технологии обучения здоровому образу жизни в дошкольном учреждении. Представлены методические рекомендации для педагогов и определены перспективы дальнейшей работы, связанные с реализацией здоровьесберегающих технологий в непрерывной физкультурной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
здоровьесберегающие технологии
физкультурная деятельность
дошкольники
1. Абольянина С.Г. Дифференцированные технологии физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности : дис. к-та пед. наук. – Хабаровск 2009.
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.: Издат-во СГУ, 2007. 255 с.
3. Ильина, Г. В. К вопросу о специфике физкультурной деятельности дошкольников и младших школьников / Г. В. Ильина //Гуманизация образования в России: сборник материалов региональной научной интерактивной конференции (Магнитогорск, 26 февраля 2010 г.). - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - С.149-155.
4. Ильина, Г.В. Физкультурная деятельность детей в непрерывном образовании : учеб.- метод. комплекс / Г.В. Ильина. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 116 с.
5. Ильина, Г.В. Комплексно-тематическое планирование физкультурной деятельности дошкольников : учебно-методическое пособие / Г. В. Ильина. - Магнитогорск : МаГУ, 2013. - 97 с.
6. Ильина, Г. В. Физкультурная деятельность в структуре здорового образа жизни дошкольников: материалы 4-го городского научно-практического семинара / под ред. Г. В. Тугулёвой, Г. В. Ильиной. - Магнитогорск : МаГУ, 2013. - 128 с.
7. Попов Г.Г. Контроль физкультурной деятельности дошкольников. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 96 с.
Введение

В настоящее время одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровьесбережении детей. Однако более 20% детей, выпускников ДОУ, имеют дефицит массы тела, 50% – хронически больные. Контингент детей, поступающих в школу с первой группой здоровья, составляет 10%. Причинами резкого ухудшения здоровья будущих первоклассников являются снижение двигательной активности дошкольников, увеличение занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе [5].

В связи с этим, возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Данные  технологии должны способствовать профилактике и коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического и физического развития.

Таким образом, актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности старших дошкольников».

Цель исследования: изучить теоретические основы здоровьесберегающих технологий  и определить их значимость для здоровья старших дошкольников.

Задачи исследования: проанализировать научную литературу по проблеме исследования; конкретизировать основные понятия «здоровьесберегающие технологии»; физкультурная деятельность детей дошкольного возраста; уточнить здоровьесберегающие технологии, реализуемые в  физкультурной деятельности старших дошкольников; разработать методические рекомендации для педагогов в ДОУ по реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности старших дошкольников.

Методологические основы исследования: представления дошкольников о здоровом образе, укреплении здоровья ребенка (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.); исследования понятия «здоровьесберегающие технологии» (К.В. Дубов, А.Н. Акимова и др.). Здоровый образ жизни(П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.Теоретические положения о физическом воспитании и развитии дошкольников (Л.Д. Глазырина, Н.Н. Кожухова, А.В. Кенеман, Г.Г. Попов, Э.Я. Степаненкова, и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опрос, беседа.

Теоретическая значимость: заключается в конкретизации здоровьесберегающих технологий, реализуемых в  физкультурной деятельности старших дошкольников.

Практическая значимость: заключается в разработанных методических рекомендациях для педагогов в ДОУ по реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности старших дошкольников.

В ходе исследования физкультурной деятельности дошкольников на современном этапе мы проанализировали научную литературу по проблеме исследования; конкретизировали основные понятия «здоровье сберегающие технологии», физкультурная деятельность детей дошкольного возраста; уточнили здоровьесберегающие технологии, реализуемые в  физкультурной деятельности дошкольников.

Физкультурная деятельность – это специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, отвечающая психофизическим особенностям человека, которая решается в процессе физического воспитания [7]. Форма организации физкультурной деятельности – особым образом организованное выполнение комплекса физических упражнений с целью решения задач сферы физической культуры. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутка и физкультурная пауза, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность, задания на дом [4].  К рекреационным формам относятся: туристическая прогулка, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья [3].

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков. Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

«Технология» - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в выраженной последовательности, включает набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результату собственной профессионально-педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. [1].

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании классифицируются в зависимости от поставленных целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Нами выделены необходимые компетенции педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий с дошкольниками:

- знания педагогами видов и структурного содержания здоровьесберегающих технологий, реализуемых с детьми дошкольного возраста;

- умение применять здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении с учётом возрастных морфофункциональных особенностей, физического развития, физической подготовленности детей дошкольного возраста; проводить консультации с родителями по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, совместные оздоровительные мероприятия с детьми, родителями, педагогами на сохранение, поддержание и обогащение здоровья;

- владение современными здоровьесберегающими коррекционными технологиями: арттерапия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, технология музыкального воздействия. Важно, чтобы технология имела оздоровительную направленность, формировала у дошкольников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное физическое развитие.

В ходе экспериментального исследования, мы  изучили особенности реализации здоровьесберегающих технологий с детьми детей старшего дошкольного возраста. Нами проведён анализ работы по реализации здоровьсберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ «Детский сад № 139» г. Магнитогорска, с учётом основополагающих документов по обеспечению здоровья детей в ДОУ.

Выбраны здоровьесберегающие технологии, реализуемые в физкультурной деятельности детей старшего дошкольного возраста: утренняя гимнастика; бодрящая гимнастика; гимнастика ортопедическая и гимнастика дыхательная на физкультурных занятиях; подвижные игры; стретчинг; релаксация; физкультурные досуги и праздники. [2].

Разработано планирование технологии обучения здоровому образу жизни детей 5-7 лет с учётом ФГОС дошкольного образования [6]. Апробированы технологии обучения здоровому образу жизни в физкультурной деятельности детей старшего дошкольного возраста: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, стретчинг, психогимнастика, ритмическая гимнастика.

Представлены методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по реализации здоровьесберегающих технологиий в физкультурной деятельности детей старшего дошкольного возраста.           

В заключение, одной из приоритетных задач модернизации российского образования остаётся забота о здоровьесбережении детей. Сохраняется потребность в реализации технологий на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности детей.

Нами были изучены теоретические основы здоровьесберегающих технологий  и определена их значимость для здоровья старших дошкольников. Обозначена потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Выделены современные здоровьесберегающие  технологии, способствующие профилактике и коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического и физического развития.

Цель нашего исследования достигнута, перспективы дальнейшей работы связаны с реализацией здоровьесберегающих технологий в непрерывной физкультурной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Библиографическая ссылка

Серпкова С.Е., Ильина Г.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11824 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674