В настоящее время одной из приоритетных задач модернизации российского образования является забота о здоровьесбережении детей. Однако более 20% детей, выпускников ДОУ, имеют дефицит массы тела, 50% – хронически больные. Контингент детей, поступающих в школу с первой группой здоровья, составляет 10%. Причинами резкого ухудшения здоровья будущих первоклассников являются снижение двигательной активности дошкольников, увеличение занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе [5].
В связи с этим, возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Данные технологии должны способствовать профилактике и коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического и физического развития.
Таким образом, актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности старших дошкольников».
Цель исследования: изучить теоретические основы здоровьесберегающих технологий и определить их значимость для здоровья старших дошкольников.
Задачи исследования: проанализировать научную литературу по проблеме исследования; конкретизировать основные понятия «здоровьесберегающие технологии»; физкультурная деятельность детей дошкольного возраста; уточнить здоровьесберегающие технологии, реализуемые в физкультурной деятельности старших дошкольников; разработать методические рекомендации для педагогов в ДОУ по реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности старших дошкольников.
Методологические основы исследования: представления дошкольников о здоровом образе, укреплении здоровья ребенка (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.); исследования понятия «здоровьесберегающие технологии» (К.В. Дубов, А.Н. Акимова и др.). Здоровый образ жизни(П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.Теоретические положения о физическом воспитании и развитии дошкольников (Л.Д. Глазырина, Н.Н. Кожухова, А.В. Кенеман, Г.Г. Попов, Э.Я. Степаненкова, и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опрос, беседа.
Теоретическая значимость: заключается в конкретизации здоровьесберегающих технологий, реализуемых в физкультурной деятельности старших дошкольников.
Практическая значимость: заключается в разработанных методических рекомендациях для педагогов в ДОУ по реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности старших дошкольников.
В ходе исследования физкультурной деятельности дошкольников на современном этапе мы проанализировали научную литературу по проблеме исследования; конкретизировали основные понятия «здоровье сберегающие технологии», физкультурная деятельность детей дошкольного возраста; уточнили здоровьесберегающие технологии, реализуемые в физкультурной деятельности дошкольников.
Физкультурная деятельность – это специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности в двигательной активности, отвечающая психофизическим особенностям человека, которая решается в процессе физического воспитания [7]. Форма организации физкультурной деятельности – особым образом организованное выполнение комплекса физических упражнений с целью решения задач сферы физической культуры. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутка и физкультурная пауза, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность, задания на дом [4]. К рекреационным формам относятся: туристическая прогулка, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья [3].
Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков. Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
«Технология» - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в выраженной последовательности, включает набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу ещё в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результату собственной профессионально-педагогической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. [1].
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании классифицируются в зависимости от поставленных целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Нами выделены необходимые компетенции педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий с дошкольниками:
- знания педагогами видов и структурного содержания здоровьесберегающих технологий, реализуемых с детьми дошкольного возраста;
- умение применять здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении с учётом возрастных морфофункциональных особенностей, физического развития, физической подготовленности детей дошкольного возраста; проводить консультации с родителями по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, совместные оздоровительные мероприятия с детьми, родителями, педагогами на сохранение, поддержание и обогащение здоровья;
- владение современными здоровьесберегающими коррекционными технологиями: арттерапия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технология коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, технология музыкального воздействия. Важно, чтобы технология имела оздоровительную направленность, формировала у дошкольников стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное физическое развитие.
В ходе экспериментального исследования, мы изучили особенности реализации здоровьесберегающих технологий с детьми детей старшего дошкольного возраста. Нами проведён анализ работы по реализации здоровьсберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ «Детский сад № 139» г. Магнитогорска, с учётом основополагающих документов по обеспечению здоровья детей в ДОУ.
Выбраны здоровьесберегающие технологии, реализуемые в физкультурной деятельности детей старшего дошкольного возраста: утренняя гимнастика; бодрящая гимнастика; гимнастика ортопедическая и гимнастика дыхательная на физкультурных занятиях; подвижные игры; стретчинг; релаксация; физкультурные досуги и праздники. [2].
Разработано планирование технологии обучения здоровому образу жизни детей 5-7 лет с учётом ФГОС дошкольного образования [6]. Апробированы технологии обучения здоровому образу жизни в физкультурной деятельности детей старшего дошкольного возраста: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, стретчинг, психогимнастика, ритмическая гимнастика.
Представлены методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по реализации здоровьесберегающих технологиий в физкультурной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В заключение, одной из приоритетных задач модернизации российского образования остаётся забота о здоровьесбережении детей. Сохраняется потребность в реализации технологий на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности детей.
Нами были изучены теоретические основы здоровьесберегающих технологий и определена их значимость для здоровья старших дошкольников. Обозначена потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие психофизического потенциала дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. Выделены современные здоровьесберегающие технологии, способствующие профилактике и коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического и физического развития.
Цель нашего исследования достигнута, перспективы дальнейшей работы связаны с реализацией здоровьесберегающих технологий в непрерывной физкультурной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.