Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOCIAL WORK ON THE PREVENTION OF SCHOOL DEVIATIONS

Sosnova V.V. 1 Labunskaya V.I. 1
1 Institute of Technology (branch) Don State Technical University in Volgodons
the article examines the symptoms, signs, and factors of deviations in the school period, and provides a socio-psychological analysis of deviations in the behavior of schoolchildren. The statistics of school deviations convince us of the need for early detection, prevention and correction of deviant behavior in the age group, which determines the allocation of such activities to a special area of social work, in which prevention is represented by a set of diagnostic, correctional, and socio-therapeutic techniques. The analysis of the specifics of social institutions working with schoolchildren with deviant behavior, ongoing correctional, developmental and educational programs, and practical experience gives practical significance to this study.
keywords:deviant behavior
school deviations
influencing factors
prevention
diagnosis
correction

Девиантное поведение - это действия или поступки, которые идут вразрез с социальными, культурными и нравственными нормами, принятыми в среде детей и подростков, и в целом отражаются на благополучии социальной среды. Поэтому социальная работа как целенаправленная профессиональная деятельность уделяет должное внимание работе со школьниками, отмеченными проявлениями девиантного поведения. [1, с. 525]

Возможные симптомы девиантного поведения: сложности в социальной адаптации, конфликты в коллективе, проблемы с успеваемостью, рассеянность, отсутствие сосредоточения и нарушенное внимание, отсутствие воли и размытое представление об ответственности. А причинами девиантного поведения могут стать неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями и учителями.

Для продуктивной социальной работы с девиантным поведением школьников необходимо выявить причины выхода за пределы нормы морали.

Социологи выделяют три основных первоисточника, благодаря которым общественное поведение школьника выходит за рамки норм и приличий:[2, с. 206]

1. Социальное неравенство. С этим явлением ребёнок сталкивается ещё в начальной школе: одноклассники одеваются лучше, чем он, у них больше карманных денег и так далее. Несовершеннолетний чувствует себя нищим, ущемлённым. Он не может полноценно проявить свои возможности и таланты из-за отсутствия материальных благ. Даже самореализоваться подчас трудно, когда в распоряжении нет денег, с помощью которых можно приобрести книги, атласы, энциклопедии. Подросток злится на весь мир, но в первую очередь – на родителей. Даже если они стараются изо всех сил, девиант не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями.

2. Морально-этический фактор. Выражается в низком духовном развитии общества, апатии к науке и искусству. Ребёнок наблюдает за падением нравов среди людей: многие из них, например, считают рядовым событием торговлю телом и рабочей силой, массовый алкоголизм и проституцию.

3.Окружающая среда, общество. Представители последнего не только игнорируют девиантов, но часто даже благосклонно к ним относятся. В наше время их жалеют, виня во всём воспитание и проживание в неблагополучных семьях, и забывают, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Есть множество индивидов, которые выросли в неблагоприятной среде, но сумели воспитать внутреннюю силу воли и твёрдость духа, поэтому достигли определённых высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Каждый девиантный школьник имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над одногодками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний. Также не редко, что подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или неформальных группах. У современных подростков из неформальных групп можно заметить потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как "пустота", "скука", "тоска", "проскальзывание жизни". Причем неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой "уличной" субкультуры, являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, и подростковой бандой.

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация.

Огромное влияние на формирование поведения подростка оказывает его "первичная" среда - семья. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению. Многие подростки по своему образу жизни и поведению подражают взрослым, особенно родителям. В итоге, большинство подростков курят, пьют, употребляют наркотики, токсические; вещества. И что вполне характерно, доля подростков, потребляющих психоактивные вещества, наиболее высока среди выходцев из семей, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками.[3, c. 206]

Обратимся к статистике. Школьной девиации зачастую становятся предтечей уголовно наказуемых в обществе девиаций. В последние годы в России снижается как детская, так и взрослая преступность. За последние 16 лет количество детей на скамье подсудимых снизилось почти в шесть раз: в 2007 году осудили 84 124 несовершеннолетних, в 2022 - 14 214. Число осужденных взрослых за то же время сократилось в 2,8 раза.

Доля «детских» преступлений составляет 2,4% от общего числа нарушений уголовного кодекса. Для сравнения: среди россиян старше 14 лет доля подростков 14-17 лет составляет около 12%. То есть среди подростков преступность ниже, чем среди взрослых. Чаще всего детей судят за преступления против собственности. Почти в половине случаев в первом полугодии 2023 речь шла о кражах. На втором месте - угоны: 11,1% осужденных. На третьем - грабежи: 9,5%. Интересно, что среди школьников наметился тренд на групповые преступления: около половины осужденных подростков нарушают закон не в одиночку.

Несовершеннолетних в силу возраста судят более снисходительно: только 18% от всех таких осужденных суд приговорил к реальному сроку. Другие получили условный срок - 37%, обязательные работы - 17%, штраф - 10%.

Статистика убеждает в необходимости социальной работы с девиациями щкольного периода. Какие же социальные учреждения работают со школьной девиацией? В настоящее время сложилась широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией дезадаптированных школьников:[4]

1. Социально-реабилитационные учреждения.

2. Социальные приюты. На 2023 год в России функционирует около 400 социальных приютов для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это число включает как государственные, так и негосударственные учреждения.

3. Центры социально-педагогической реабилитации.

4. Областные центры реабилитации, включающие сеть центров социальной защиты и адаптации подростков. В Ростовской области функционирует 20 таких учреждений.

5. Центры психологической и социальной службы. По данным Министерства труда и социального развития РФ, в России действует более 2,7 тысяч учреждений социального обслуживания семьи и детей.

7. Подростковые клубы, досуговые центры и молодежные объединения. В России существует более 22 тысяч общественных объединений, которые работают с детьми и молодежью.

9. Государственные и негосударственные центры по работе с семьей.

Деятельность современных социальных учреждений иного направления (досуговых центров, клубов, детских и молодежных творческих центров дополнительного образования и т. д.) основана на обновлении и актуализации воспитательных программ работы с детьми различного возрастного уровня. Проводимые занятия, тренинги, спортивные занятия, семинары, индивидуальная работа способствуют решению проблематики воспитания девиантных подростков с целью их самоопределения и саморазвития. Основу деятельности социальных учреждений по организации работы с детьми с девиантным поведением составляют взаимная информированность участников взаимодействия о подростке, его взаимоотношениях с окружающими людьми и сверстниками; взаимопомощь, взаимоподдержка в решении проблем развития личности подростка; заинтересованность в успешной работе, в решении проблем ребенка; совместный поиск способов поддержки подростка, создания условий для самореализации и самореабилитации подростка; совместное определение общих задач и согласованная конкретизация задач для каждой сторон по оказанию поддержки ребенку.

В социальной работе чрезвычайно важно для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения.

На практике диагностика девиантного поведения обычно носит симптоматический характер (по запросам и жалобам). Для диагностических целей по рассматриваемой проблеме могут быть использованы общие методики и специальные тесты. По мнению ряда авторов, продуктивной является модель, включающая скрининг - направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов для уточнения этиологии отклонений.

В процессе выявления девиаций в учебном заведении важно соблюдать следующие принципы:

- принцип предупреждения (выявление «группы риска» и организация профилактических мероприятий);

- принцип системности (последовательная планомерная работа);

- принцип взаимодействия (осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, медицинского и социального работника, психолога).

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящего с ним и происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества. Она должна характеризоваться:

- сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;

- сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;

- распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;

- определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;

- переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к правовым мерам воздействия, обеспечения достаточности и своевременности этого воздействия.

В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.

Для коррекции школьной девиации используются следующие методы: метод реконструкции характера (он подразумевает поиск положительных качеств ученика для развития и углубления их); метод «взрыва» (он подразумевает создание ситуации, когда конфликт индивида с коллективом доводится до предела); метод «переключения» (заключается в переносе сферы активности трудного подростка в социально значимую сферу); метод «самосовершенствования» (предполагает объяснение ребёнку, что он может найти свои плохие качества и сам себе давать задания, которые помогут не нарушать правила социального поведения); метод социальной терапии (основан на использовании социального принятия, признания, одобрения и хорошей оценки ребёнка социальным окружением); метод «переучивания» (заключается в истреблении негативных привычек, изменении неадекватных потребностей и отучении от плохих действий); метод «переубеждения» (направлен на трансформацию сознания, жизненного опыта и нравственных чувств). [5, c. 396 - 401]

Как же реализуются программы профилактики и методы коррекции школьных девиаций?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №5 г. Волгодонска обучает 900 обучающихся. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в школе опирается на принципы комплексного подхода, включающего взаимодействие педагогов, психологов, социальных работников и родителей.

1. Диагностика и выявление проблем

Педагогический анализ. Учителя наблюдают за поведением ребенка в классе, фиксируют отклонения и проблемы.

Психологическая диагностика. Психологи проводят тесты и предлагают школьнику и родителям заполнить опросники для выявления причин девиантного поведения.

Социальная диагностика. Социальные работники собирают информацию о семейной обстановке, условиях проживания и других внешних факторах.

2. Разработка индивидуального плана коррекции

Индивидуальный подход. На основе диагностики создается индивидуальный план работы с ребенком, учитывающий его особенности и потребности. Коррекционная программа включает мероприятия по улучшению учебной дисциплины, развитию социальных навыков, эмоциональной регуляции.

3. Включение в учебный процесс

Учителя-предметники обеспечивают дополнительную помощь ребенку во время уроков, используя дифференцированные задания и методы обучения. Регулярные встречи с психологом или социальным работником для обсуждения проблем и поиска решений.

4. Психологическое сопровождение

Психолог проводит регулярные беседы с ребенком, помогая ему справляться с эмоциями и развивать самоконтроль. Организовывается участие школьника в специальных программах, направленных на развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе.

5. Семейное консультирование

Педагоги и психологи регулярно общаются с родителями, обсуждая успехи и трудности ребенка, предлагая рекомендации по поддержке дома. Организация семейных встреч, где родители и дети вместе участвуют в различных активностях, способствующих укреплению отношений.

6. Мониторинг прогресса

Периодическая проверка эффективности применяемых мер, внесение изменений в программу при необходимости. Обсуждение результатов работы на педагогических советах и совещаниях, привлечение внимания к успехам и проблемам.

Стоит отметить, что родители и педагоги играют ключевую роль в успешной работе с детьми, имеющими школьную девиацию. Они должны активно участвовать в процессе коррекции, поддерживать ребенка, следить за его успехами и своевременно информировать социальные службы о любых изменениях в поведении.

Комплексный подход к работе с детьми со школьной девиацией позволяет не только устранять текущие проблемы, но и предупреждать возникновение новых трудностей. Это способствует успешной адаптации ребенка в образовательном учреждении, улучшению его академической успеваемости и снижению риска асоциального поведения в будущем.