Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

OVERVIEW OF MODERN TOOLS FOR IDENTIFYING, DOCUMENTING AND PROCESSING FORMAL AND INFORMAL LEARNING OUTCOMES LEARNING

1 1
1
The article gives an overview of modern means of identification, documentation and processing of the results of formal and informal learning, based on the use of e-portfolios. The necessity of creating an original e-portfolio information system is revealed. The development of economic and social relations in the modern information society depends on the level of education of citizens, which is the basis for the dynamic development of any country. Education plays a major role in the formation of human capital, becoming the main factor and resource for self-realization and achieving success in life.
e-potfolio
formal learning
non-formal learning
platform
learning outcomes
passport of acquired competencies

Введение. Развитие экономических и социальных отношений в современном информационном обществе зависит от уровня образования граждан, которое является основой динамичного развития любой страны. Образование играет главную роль в формировании человеческого капитала, становится основным фактором и ресурсом для самореализации и достижения жизненного успеха человека. Современная система образования имеет ряд принципов, среди которых главными являются технологизация, персонализация, самообразование и саморазвитие. Современное развитие образовательного процесса характеризуется внедрением новых образовательных стандартов, новых способов и методов обучения, широко распространяется неформальное обучение [5]. Одной из технологий оценки достижений формального и неформального обучения, которые базируются на использовании ориентированного и компетентностного подхода, является технология е-портфолио. Использование е-портфолио позволяет фиксировать, накапливать и осуществлять оценку информации о профессии, приобретенных навыках и компетентности формального, неформального обучения человека. Технология е-портфолио способствует прозрачности информации и расширяет географию мобильности работников. Электронные портфолио могут использовать как студенты и работники, так и профессора и работодатели.

Цель исследования. Изучить и проанализировать современные информационные системы документирования идентификации, документирования и обработки результатов формального и неформального обучения, основанные на использования е-портфолио.

Материал и методы исследования. Стремительное развитие информационных систем, основанных на знаниях, вызвало значительное развитие инициативы Semantic Web [2], особенностями которой является расширение машинной обработки информации, а именно интеллектуальная обработка, основанная на семантических технологиях. Семантическая идентификация определенного фрагмента данных заключается в установлении его связи с элементом описания знаний предметной области и явным определением содержания такой связи. Сегодня для этого широко применяются онтологии - формализованное, явное описание предметной области [1,5]. Именно на использовании онтологий строятся современные е-портфолио.

Результаты исследования и их обсуждение. На сегодня существует много веб-платформ создания и документирования е-портфолио. Наибольший интерес вызывают информационные системы, которые охватывают национальный рынок труда. Наиболее известными среди них являются Rabota.ru, HEADHUNTER.RU, Open Badge Passport и т.д.

Работа.руявляется сервисом, предоставляющий услуги поподбору персоналаи поиску работы (рис. 1) [6].

Рисунок 1 – Интерфейс пользователя платформы Работа.ру

Платформа Работа.ру предоставляет сервис по подбору персонала и работодателя вразных городах России. Сервис ориентирован навсе профессиональные группы соискателей- насайте представлены массовые позиции, вакансии специалистов, менеджеров среднего звена, атакже топ-менеджеров. Пользователи размещают информацию о себе в виде резюме, описываются навыки и компетенции соискателя.

Ресурс HeadHunter.ru занимает лидирующие позиции среди ресурсов, работающих в сфере поиска работы (рис. 2) [3].

Рисунок 2 – Страница просмотра резюме соискателя ресурса HeadHunter.ru

Каждому соискателю предлагается возможность воспользоваться очень удобной поисковой системой, узнать о новостях на рынке труда, познакомиться с обновляемым каталогом зарплат, получить помощь специалиста в режиме онлайн,создать профессиональное резюме, а также узнать о всевозможных курсах обучения и повышения квалификации и посетить раздел исследований. Помимо прочего, данный сайт очень полезен и для работодателей.

Open Badge Passport - это онлайн-сервис, который помогает распознавать и проверять знания, достижения и навыки, которые приобретаются пользователем во время неформального и информального обучения (рис. 3) [4].

Рисунок 3 – Сервис Open Badge Passport

Платформа Open Badge Passport использует цифровые значки для обозначения своих достижений в результате обучения, исследований. Пользователи могут обмениваться полученными цифровыми значками. Open Badge Passport предоставляет возможность разместить свои цифровые значки и профиль на Open Street Map. По умолчанию значки размещаются на карте в профиле пользователя. Визуализация значков и профилей на карте обеспечивает привлекательный визуальный способ поиска значков и заинтересованных сторон, повышая осведомленность сообщества.

Выводы. На современном этапе стремительного развития российского общества неформальное образование в наибольшей степени способно удовлетворить образовательные потребности различных групп населения, способствует духовному развитию, самообразованию и самовоспитанию. Поэтому вопрос идентификации, документирования и обработки результатов формального и неформального обучения для граждан России на сегодня становится актуальным. Результаты проведенного анализа современных платформ для размещения е-портфолио могут служить для разработки новой уникальной национальной информационной системы е-портфолио, которая должна быть интуитивно понятной, предоставлять возможность пользователю просматривать существующие е-портфолио, загружать свои файлы в частный электронный кабинет, просматривать новости и статистику.