Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE PHENOMENON OF DIDACTOGENIC NEUROSIS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

1 1 1
1 Stavropol state medical University
The article is devoted to the study of the phenomenon of didactogenic neurosis in children of primary school age. The paper examines children's attitudes towards school, as well as the forms of manifestation of didactogenic (school) neurosis under the influence of stress during learning activities. The article also describes methods for correcting and preventing a neurotic state in younger schoolchildren.
school neurosis
didactogenic neurosis
primary school age
anxiety
sleep disturbances
attitude towards school
depression
asthenia
cognitive behavioral therapy (cbt)
psychocorrection
treatment of school neurosis

В современной системе образования возросли требования к учащимся, в том числе к детям младшего школьного возраста. Данный феномен связан с развитием общества и наук, следовательно с увеличением объема информации, которую необходимо усвоить. Повышенная нагрузка в образовательных учреждениях зачастую способна привести к формированию школьного невроза. Само поступление в школу порой является сильным стрессом для детей. Большую роль играет то, как ребенок справляется с трудностями и какие механизмы разрешения проблем он выбирает. В случае, когда школьник не справляется с трудностями или использует неконструктивные копинг-стратегии, а помощи от родителей, школьного психолога или педагога он не получает, велика вероятность развития дидктогенного невроза [3].

Понятие «школьный невроз» не является научным, а в МКБ-10 и вовсе отсутствует [4]. Под данным термином подразумевают состояние, характеризующееся психосоматическими расстройствами, волевыми, поведенческими и аффективными нарушениями, такими как страхи, тревожность, снижение мотивации к учебе, дезадаптация в процессе обучения и др [12]. Неврозы представляют собой психогенные патологические реакции — болезненные реакции нервной системы травматическую ситуацию. Их болезненность подчиняется возрасту и индивидуальным особенностям нервной системы ребенка [1].

Дидактогенный (школьный) невроз оказывает негативное воздействие на ребенка, в частности на его социальную адаптацию, психическое и физическое здоровье, кроме того, он служит препятствием для полноценного интеллектуального развития [7]. Нередко невроз остается незамеченным педагогами и родителями, что, в свою очередь, значительно усугубляет положение и вызывает затруднения при оказании своевременной помощи. Исследования А. И. Захарова показывают, что к окончанию младшей школы детей без патологий остается меньше половины [3].

Наиболее часто причиной отклонений в поведении ребенка служит школьный невроз. Причины возникновения школьного невроза многочисленны и варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одной из главных причин является высокая учебная нагрузка, которая стала характерной чертой современных образовательных систем. Учащиеся вынуждены осваивать большой объем информации, что создает избыточное напряжение и может привести к переутомлению. Стрессовые ситуации, такие как экзамены, контрольные работы, выступления перед классом и другие виды оценивания, также вносят свой вклад в возникновение невроза. Межличностные конфликты, будь то проблемы в отношениях с одноклассниками, учителями или родителями, усиливают эмоциональное напряжение. Несоответствие ожиданий и реальных возможностей ученика, когда ожидания родителей или школы превышают его способности, может привести к чувству неуспеха и снижению самооценки [6].

Помимо этого, ряд исследователей полагает, что дидактогенный невроз — пережиток авторитарного метода преподавания, сопровождающееся бездушным, черствым отношением к детям, соответственно, школьный невроз обуславливается проблемой педагогического отношения [8]. Некоторые исследователи рассматривают школьный невроз как нарушение педагогического такта, а В. А. Сухомлинский считал, что дидактогенный невроз — результат несправедливости со стороны педагога [9].

Симптомы школьного невроза проявляются на нескольких уровнях. На физическом уровне могут наблюдаться головные боли, расстройства сна, потеря аппетита, хроническая усталость. Эмоциональные симптомы включают повышенную тревожность, резкие перепады настроения, плаксивость, раздражительность. Поведенческие признаки могут включать падение успеваемости, ухудшение памяти и концентрации внимания, снижение интереса к учебе, а также социальную изоляцию, отказ от общения с одноклассниками и избегание социальных ситуаций.

Основными проявлениями дидактогенного невроза могут быть разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства, которые существенно влияют на успеваемость и общее благополучие ребенка, например, отказы посещать занятия, отвечать у доски, страх ходить в школу, беспричинная агрессия, тревожность, ожидание плохого к себе отношения, плохой оценки себя со стороны сверстников и педагогов [5].

Описывая ребенка, имеющего предрасположенность к школьному неврозу, А. И. Захаров говорит о сенситивных, наивных, ранимых, доверчивых, с выраженным чувством «Я» детях. По мнению А. И. Селицкого, к неврозам предрасположены дети со слабым типом нервной деятельности, низкой самооценкой и тревожно-мнительные [3].

Вовремя зарегистрированные симптомы школьного невроза позволяют оказать ребенку младшего школьного возраста своевременную помощь и сгладить это состояние.

Традиционный метод лечение неврозов седативными медикаментами способен дать лишь кратковременный результат и часто оказывает побочный эффект [11]. Действенным средством в лечении неврозов является психотерапия, позволяющая внести изменения в установки, мышление и поведение школьника, что приводит к оптимизации качества жизни и обучения и дает возможность справляться с трудностями в учебе и при социальном взаимодействии.

Одним из наиболее перспективных методов лечения школьных неврозов является когнитивно-поведенческая психотерапия, ориентированная на коррекцию негативных установок, мыслей и поведенческих реакций. Данный метод терапии позволяет не только избавиться от невроза, но и закрепить результат, сформировав конструктивные копинг-стратегии.

В нашем исследовании мы поставили цель – изучение проявлений дидактогенного невроза у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что дидактогенный (школьный) невроз у детей младшего школьного возраста проявляется через нарушения сна, поведения, астению и вегетативные расстройства.

Для исследования нами были выбраны две методики: Детский опросник неврозов (ДОН), целью которого является исследование невротических расстройств у детей младшего и среднего школьного возраста, а также рисуночный тест Школа, где цель — определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Базой для проведения исследования стал МБОУ Лицей № 38 г. Ставрополя. Выборку составили 34 ученика 4 классов.

На первом этапе исследования было проведена методика ДОН [2], выявляющая невротические расстройства у детей младшего и среднего школьного возраста.

Данные, представленные в Табл. 1, позволяют нам выделить недостоверные результаты, которые не могут в дальнейшем быть использованы на данном этапе исследования.

Таблица 1. Результаты детского опросника неврозов.

Код

Шкала депрессии

Шкала астении

Шкала нарушений поведения

Шкала вегетативных расстройств

Шкала нарушений сна

Шкала тревоги

Шкала лжи

1

13

13

12

10

20

14

1

2

11

15

12

14

16

8

2

3

3

2

0

4

4

0

2

4

10

12

8

20

16

8

1

5

8

4

12

4

4

8

1

6

10

7

0

6

12

4

1

7

1

2

0

2

0

0

2

8

8

7

4

2

8

2

2

9

4

2

0

2

8

0

2

10

8

5

0

4

4

6

2

11

9

11

16

12

8

12

0

12

12

15

4

14

12

6

1

13

0

1

4

0

0

2

3

14

16

14

12

10

20

10

1

15

5

5

8

0

4

4

3

16

9

13

8

10

4

8

0

17

18

19

20

20

16

12

0

18

14

12

16

16

12

8

0

19

13

12

8

10

16

14

1

20

7

5

8

4

4

6

1

21

14

9

20

4

8

14

2

22

7

6

4

2

4

2

3

23

1

1

4

2

4

4

3

24

3

3

4

2

0

6

2

25

6

6

8

6

4

6

3

26

10

10

12

10

8

6

0

27

13

16

4

16

20

8

1

28

6

8

4

8

12

4

1

29

17

18

20

14

16

16

0

30

12

14

12

18

20

14

1

31

9

11

0

10

4

2

1

32

1

0

0

0

0

0

3

33

1

0

0

0

0

0

3

34

1

0

0

2

0

0

3

По результатам исследования, представленным на Рис. 1 с учетом данных из Табл. 1, было установлено, что наибольший процент младших школьников испытывают высокий уровень невротизации по шкале нарушений сна (34,61%). Высокий процент риска невротизации у младших школьников отмечается по шкале астении (34,61%). Кроме того, у большинства детей младшего школьного возраста отмечается низкий уровень формирования клинического симптомокомплекса по шкалам тревоги (73,08%), вегетативных расстройств (65,38%) и депрессии (61,54%).

Диаграмма

Полученные результаты демонстрируют нам, что дидактогенный невроз в данной выборке проявляется во всех его видах, однако наиболее частыми проявлениями школьного невроза служат нарушения сна и астения, также отмечаются нарушения поведения.

На втором этапе исследования нами был использована проективная методика «Рисунок школы» [10], позволяющая выявить школьную тревогу и определить отношение ребенка к школе в целом.

По результатам данного этапа нами было установлено, что у 14,7% школьников наблюдается эмоционально благополучное отношение к школе и обучению — готовность к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. Значительная часть младших школьников испытывает некоторую тревогу по поводу школьного обучения (47,1%). Оставшаяся часть детей испытывают выраженный страх перед школой (38,2%), что приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

 

Диаграмма

Рис. 2 Результаты рисуночного теста «Школа»

Проведя качественный анализ результатов, было установлено, что 17,65% младших школьников приравнивают школу к аду (рисуют чертей, подписывают школу как «Ад»). На вопрос «Почему школа для тебя является адом?» они отвечают, что это связано с отношением учителей к ним: «Мне нравилось учится, я любил школу, но потом учителя не полюбили меня, мне от этого очень грустно».

Таким образом, по результатам всего исследования можно сказать, что большая часть младших школьников испытывают некоторую тревогу по отношению к учебной деятельности.

Наиболее частыми проявлениями школьного невроза выступают нарушения сна, астения и нарушения поведения. Низкий же уровень невротизации у младших школьников наблюдается по шкале тревоги.

Таким образом, в проведенном нами исследовании было выявлено, что наиболее часто школьный невроз проявляется в форме нарушения поведения, сна, вегетативных нарушениях, астении и депрессии.

С помощью рисунка школы и проведенного количественного и качественного анализа было зафиксировано тревожное отношение к учебной деятельности у большинства младших школьников. Дети представляли школу как ад и говорили, что «нелюбовь» со стороны учителей негативно сказывалась на их отношении к школе.

Как показывает психологический опыт, наиболее перспективным в лечении (коррекции) неврозов является метод когнитивно-поведенческой терапии. КПТ — это научно обоснованный метод психотерапии, который используется для лечения различных психических расстройств, включая неврозы, основанный на концепции, что мысли, эмоции и поведение человека взаимосвязаны, и что изменение деструктивных или иррациональных мыслей может привести к улучшению эмоционального состояния и корректировке поведения