Введение: Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники, способствующих формированию у детей конструктивно-технических способностей. Под конструктивно-техническими способностями понимают способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, с изготовлением технических устройств, к техническому изобретательству. Эти умения имеют важное значение в развитии образного мышления, пространственного воображения, умения представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме.
Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития технического творчества, является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, которое происходит в процессе специально организованного обучения.
Но, к сожалению, возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта.
Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего - конструированию и образовательной робототехнике, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Для реализации проекта было составлено планирование ожидаемых:
Длядошкольников: сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развито умение применять свои знания при проектировании и сборке моделей; развита познавательная активность детей, воображение, фантазия творческая инициатива; совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; имеются представления: о деталях конструктора и способах их соединении; устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой модели и ее функциями.
Для воспитателей: Повышение профессионального уровня педагогов по использованию лего-конструирования и робототехники в работе с детьми старшего дошкольного.
Для родителей: Повышение знаний родителей в области развития у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего-конструированию и образовательной робототехнике.
Для оценки эффективности используется входной и итоговый мониторинг, включающий следующие психологические диагностические методы: метод наблюдения и методика Т.В. Фёдоровой.
Этапы реализации проекта:
I этап подготовительный: Изучение и внедрение необходимой литературы внедрения робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка дополнительной образовательной программы научно-технической направленности детского объединения, включение педагогов в работу проекта, повышение квалификации, организация материально-технического обеспечения.
II этап основной: Практическое осуществление организации работы с детьми по лего-конструированию и робототехники; Реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
III этап итоговый: Осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление, презентация полученных результатов.
Вывод: Таким образом, реализация Проекта способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по лего - конструированию и образовательной робототехнике, что позволяет уже на этапе дошкольного детства заложить начальные технические и инженерные компетенции. Цель и задачи проекта были решены и успешно реализованы.