Социальные страхи у подростков — это распространенное явление, которое может существенно повлиять на их эмоциональное состояние, социальные взаимодействия и учебные достижения. Существование в смешанной реальности и чрезмерная подключенность к Интернету — не только базовые и определяющие характеристики цифровой социализации и взрослого, и ребенка, но и главная основа изменений, которые происходят сегодня с человеком. Для подростков это ситуация уникальна еще и тем, что традиционные формы социализации дополняются, а иногда и заменяются у части молодых людей новыми формами – «цифровой социализацией»[1]. В условиях современных реалий - акцента на социализацию, общение в коллективе и непрерывного воздействия технологий - важно выявить основные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на формирование социальных страхов подростков, что позволит программы психолого-педагогической коррекции сделать более эффективными.
Данные собирались через онлайн - опрос, разработанный на платформе Google. В опросе участвовало 172 подростка от 13 до 15 лет. Работа проводилась на базе МБОУ «Новоталицкая СШ». Для обработки данных использовались методы математической статистики – корреляционный анализ, метод описательной статистики, метод регрессии и факторный анализ, методы графической визуализации (графики, таблицы, схемы). Результаты опросов обрабатывались с использованием аналитического программного обеспечения IBM SPSS Statistics v23 x64 для Windows.
Результаты анализа социальных страхов подростков были обработаны с помощью факторного анализа (метод главных компонент, вращение Varimax).
Матрица компонентных нагрузок показывает корреляции между исходными переменными и тремя извлеченными факторами (компонентами). Высокие значения (по модулю, близкие к 1) указывают на сильную связь переменной с данным фактором. Например, переменная "общая_тревожность" сильно коррелирует с первым фактором (0.873), а "тревожность" — со вторым (0.571). Знаки показывают направление связи (положительная или отрицательная корреляция). Процент общей дисперсии, объясняемый каждым фактором - первый фактор объясняет 50.09% вариации данных, второй – 10.38%, третий – 9.59%. Вместе три фактора объясняют 70.067% общей дисперсии. Остальные факторы объясняют меньшую часть вариации, и их, как правило, отбрасывают.
Таблица 1. Матрица компонентов
|
Компонент |
||
1 |
2 |
3 |
|
общ_тревожн |
,873 |
-,369 |
-,029 |
соц_стресс |
,749 |
,232 |
,168 |
фрустр |
,681 |
,185 |
,542 |
самовыраж |
,763 |
-,215 |
-,162 |
проверка_зн |
,746 |
-,475 |
,130 |
несоотв_ожид |
,389 |
,113 |
,489 |
низк_сопротивл |
,773 |
-,403 |
-,083 |
учителя |
,566 |
,044 |
,545 |
тревожность |
,229 |
,571 |
,063 |
школьная |
,852 |
,030 |
-,252 |
самооценочная |
,839 |
,141 |
-,338 |
межличн |
,842 |
,256 |
-,276 |
магическая |
,570 |
,514 |
-,283 |
Метод выделения факторов: метод главных компонент. Извлечено компонентов 3 |
Основываясь на матрице компонентных нагрузок, мы можем обозначить факторы следующим образом:
Фактор 1: Эмоциональный (негативные эмоции). Высокие нагрузки на этом факторе имеют переменные, связанные с тревогой, стрессом, фрустрацией и низким сопротивлением стрессу.
Фактор 2: Социальный (социальная адаптация). Этот фактор включает переменные, отражающие социальный стресс, тревожность, самооценку и межличные отношения. Интересно отметить, что "магическая" переменная также имеет высокую нагрузку на этот фактор, что требует дополнительного осмысления в контексте исследования. Полагаем, что она может быть связана с влиянием виртуальной реальности и социальных сетей.
Фактор 3: Когнитивный. Переменные "фрустрация" и "несоответствие ожиданиям" имеют высокие нагрузки на этом факторе, указывая на его связь с ощущением неудовлетворенности и рассогласования между желаемым и действительным.
Анализ показывает, что три извлеченных фактора достаточно хорошо объясняют данные (70%). Это позволяет сократить размерность исходных данных, представив их в виде трех латентных переменных (факторов).
Содержание, удельный вес и наполнение факторов представлены в Таблице 2. Полученная суммарная доля дисперсии (информативность) факторов составила 70,007 % - более половины общей дисперсии исследуемых переменных, что является достаточно высоким показателем. Это говорит о том, что факторная структура данных хорошо интерпретируема и позволяет объяснить большую часть общей дисперсии.
При интерпретации факторов мы обращаем внимание на нагрузки более 0,5.
Таблица 2. Факторная структура оценки социальных страхов подростков
Наименование фактора |
Переменные |
Удельный вес |
F1 Эмоциональный (негативные эмоции) |
общая тревожность школьная тревожность межличностная тревожность самооценочная тревожность низкая сопротивляемость стрессу страх самовыражения |
0,873 0,852 0, 842 0,839 0.773
0,763 |
F2. Социальный (социальная адаптация)
|
тревожность магическая тревожность
|
0,571 0,514
|
F 3. Развитие идентичности |
страх оценки учителя фрустрация потребности в успехе |
0,545 0,542 |
Проведенный факторный анализ выявил три фактора, влияющих на социальный страх выборки подростков.
Наибольший вес имеет фактор F1 (50,09 %), который можно охарактеризовать как негативные эмоции (эмоциональный) в конкретной ситуации. Он отражает отсутствие навыков саморегуляции и проекции защитных механизмов в состоянии негативного эмоционального состояния и включает:
- общая тревожность - – это более широкое понятие, описывающее постоянное чувство беспокойства, напряжения и страха, не привязанное к конкретной ситуации или объекту. Она может проявляться в различных аспектах жизни человека и затрагивать различные сферы, такие как социальные взаимодействия, работа, здоровье и т.д.
- школьная тревожность связана со школьной ситуацией и проявляется в страхе перед оценками, выступлениями перед классом взаимодействием с учителями и одноклассниками в школьной среде, а также опасений по поводу успеваемости и будущей карьеры. Это узконаправленная тревога, которая может быть частью общей тревожности, но может и существовать самостоятельно, без выраженной тревожности в других областях жизни.
- межличностная тревожность –это чувство дискомфорта, беспокойства или страха, связанное с социальными взаимодействиями и отношениями с окружающими людьми. Центральным компонентом межличностной тревожности можно назвать опасения негативной оценки со стороны окружающих.
- самооценочная тревожность обусловлена постоянным сравнением себя с более успешными или популярными людьми, особенно в эпоху социальных сетей и может усиливать чувство неполноценности. Недостаток уверенности в своих способностях и качествах может приводить к тревожности в социальных ситуациях или перед важными событиями.
- низкая сопротивляемость стрессу может быть связана с пубертатным периодом, которых характеризуется гормональными перестройками, влияющими на развитие мозга, сон, общее эмоциональное состояние. Большое значение имеет о тот факт, что подростки не владеют навыками управления стрессом, таких как медитация, глубокое дыхание и физические упражнения. Негативное воздействие стрессоров могут усиливать и недостаток друзей, чувство одиночества и изоляции в реальной действительности.
- страх самовыражения связан прежде всего с низкой самооценкой и неуверенностью в своих способностях, ценности собственных мыслей и чувств. Стремление к идеалу может привести к тому, что подросток боится делать ошибки и выражать себя.
Второй фактор F2 (10,38 %) оказался связан с адаптацией подростков к внешней среде (социальный), социуму. Он отражает:
- тревожность можно охарактеризовать как личностную черту подростков, обусловленную скорее всего возрастными характеристиками ребенка и особенностями физического и психологического развития подростков.
- социальный стресс связан с отсутствия социальных навыков, навыков социализации в реальном мире.
- магическая тревожность объясняется многими причинами, но особый упор мы делаем на влияние виртуальной реальности. Стремление к виртуальному общению и постоянная онлайн-активность могут приводить к социальной изоляции и усилению тревожности. Виртуальный мир часто подпитывает чувство незащищенности и уязвимости, что может проявляться в виде магической тревожности. Фильмы ужасов, игры с элементами хоррора, новостные сюжеты о необъяснимых явлениях и конспирологических теориях способствуют формированию тревожных образов и убеждений. Интернет предоставляет легкий доступ к подобному контенту, увеличивая его влияние.
Третий фактор F3. (9,59) (когнитивный) отражает противоречие между реальными возможностями и способностями подростка:
- страх оценки учителя связан с желанием соответствовать ожиданиям учителя, класса, социума, страх быть отвергнутым или высмеянным могут приводить к формированию подобного страха, особенно, если подросток не может или не хочет следовать определенным социальным нормам. Подростки, в силу особенностей возраста склонны переоценивать важность оценки и верить, что их успеваемость определяет их ценность как личности. Успеваемость может рассматриваться как показатель социального статуса.
- фрустрация потребности в успехе определяется скорее всего с поиском подростков своего места в мире, определение ценностей и убеждений, а это сложный и часто болезненный процесс. Неуверенность в себе, ощущение потерянности и неудовлетворенности могут стать источником фрустрации. Отрицательное отношение к себе, неуверенность в своих силах и способностях могут сделать подростков более уязвимыми к фрустрации. Даже незначительные неудачи воспринимаются как катастрофа. С одной стороны, интернет предоставляет неограниченный доступ к информации и общению, с другой – он может быть источником сравнения себя с другими, цифрового буллинга и навязывания нереалистичных идеалов, что усиливает фрустрацию.
Таким образом мы можем подвести общий итог:
- Результаты указывают на тесную взаимосвязь между различными компонентами тревожности у учащихся, что может свидетельствовать о комплексном характере этого феномена.
- Высокая общая тревожность связана, в первую очередь, с такими аспектами, как страх проверки знаний, низкая сопротивляемость стрессу и школьная тревожность, что отражает важность академической сферы в переживании тревоги.
- Социальные и межличностные аспекты тревожности также играют значимую роль, о чем свидетельствуют умеренные корреляции с социальным стрессом, страхом самовыражения и межличностной тревожностью. Данное описание позволяет дать общее представление о характере и структуре взаимосвязей между различными показателями тревожности, выявленными в исследовании.
Результаты диагностики и их анализ позволили разработать программу психолого-педагогической коррекции социальных страхов подростков, которая показала свою эффективность.
[1] Кисляков П. А., Меерсон А. Л. С., Шмелева Е. А., Александрович М. О. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 9. С. 142–168. DOI: 10.17853/1994-5639- 2021-9-142-168