Использование проектного метода способно развивать в детях множество полезных навыков, таких как рефлексия, поиск и анализ информации, а также навыки работы в коллективе. Несмотря на это, метод не так распространен. Метод проектов хоть и был разработан еще в середине XX века, но переход к постиндустриальному обществу диктует новые парадигмы в образовании. Одной из таких является всестороннее развитие личности для ее вхождения в мировое сообщество и успешного функционировать в нем. Портрет современного выпускника школы представляет собой всесторонне развитую личность, способную на осуществление разных видов деятельности, в том числе и внеучебной; обладающую знаниями, составляющими целостную картину мира, а также обладать современными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями. Все это возможно лишь благодаря личностно-ориентированному подходу к образованию. Фокус на личность также нашел свое отражение и в обучении иностранным языкам. Так, современное обучение иностранным языкам направлено на формирование коммуникативных, социокультурных и компенсаторных компетенций; необходимость ознакомления с образом сознания другого народа через диалог культур; построение процесса обучения иностранным языкам на деятельностной основе. Этим о объясняется важность применения проектного метода для обучения школьников иностранным языкам.
Ни для кого не секрет, что метод проектов не является новшеством. Прародителями проектного метода считаются американские педагоги и философы, такие как Джон Дьюи и Уильям Килпатрик [7,3]. Основной идеей Джона Дьюи было построение процесса обучения на активной основе, мотивацией к обучению при этом составляла заинтересованность учеников в поставленной проблеме [3]. Его последователь, Уильям Килпатрик продолжил дело своего наставника, формулируя основные положения метода проектов и вводя его в оборот. В отечественной педагогике вопросом проектного метода занималась профессор Е.С. Полат. Полат не только рассматривала историю метода и его теоретическую основу, но также составила типологию проектов, а также их структурирование. Несмотря на то, что проектная методика достаточно давно распространена в образовательных практиках других стран, этот метод в России считается достаточно молодым. Причиной этому может послужить тот факт, что в советской практике использование метода проектов было приостановлено. Однако возрождению этого метода в России мог предшествовать ряд причин. Одной из основных причин служит возрастание роли изучения иностранных языков. Множество фильмов, радио и телепередач снимаются на английском языке. Книги и научные работы переводятся на английский язык. Помимо этого, в последние годы возрастает роль изучения иностранных языков как средства коммуникации с носителями информации, что также не могло не сказаться на процессе обучения иностранному языку.
Прежде чем определять сущность проектного метода, стоит обратиться как к понятию метода, так и к понятию проекта. Метод – это дидактическая категория. Методист Ерматов определяет метод, как способ познания определенной области знаний [4]. По его мнению, метод проектов - это способ достижения цели путем разработки проблемы [4]. Методист М. Видосавлевич в своей работе дала следующее определение проектам: «проекты - это задания, которые основаны на вопросах или проблемах, которые включают учащихся в проектирование, исследовательскую деятельность, принятие соответствующих решений, решение проблем» [8, с.131]. Т. Хедж определяет проекты как расширенные задачи, которые обычно интегрируют языковые навыки посредством определенного количества мероприятий [5, с.329]. В понимании Н.Ю. Абышевой, проект – это творческая деятельность школьника, соответствующая его возрастным возможностям, с учетом требований, предъявляемых государственным стандартом [1, с.117]. Г.А. Краснощекова формулирует цель использования метода проектов - формирование человека, обладающего системным мышлением, способного к пониманию социального контекста решаемых проблем и способного к осознанию моральной ответственности за социальные и гуманитарные последствия решений, в разработке которых он принимает участие как исполнитель [2].
А. В. Шегай выделяет следующие особенности метода: 1) он сфокусирован на личности ученика; 2) в центре стоит проблема, которую нужно решить; 3) направление на работу в небольших группах под присмотром учителя [6]. Однако выделяются и иные особенности. Таковыми могут быть [7, с.330]: Комплексное исследование в течении определенного периода времени; учебная деятельность, в центре которой находятся ученики, при которой ученики выполняют задание и представляют его; центром проектов и учебного процесса становятся сложные вопросы, проблемы или темы, интересующие учеников; снижение деятельности, направленной на учителя; практические занятия и использование аутентичных ресурсов и технологий; учебная среда, основанная на сотрудничестве, а не на соперничестве; использование различных навыков, таких как социальные и управленческие; получение значимого результата, которым можно поделиться с коллегами, учителями и экспертами в публичных презентациях; оценка как в процессе работы с первой и до последней ступени, так и в конечном результате.
Исследователями были определены преимущества использовании проектной методики, которые варьируются от улучшения языковых навыков до личностного роста [7]. Во-первых, благодаря разным видам деятельности у обучающихся развиваются основные языковые навыки: чтение, говорение, письмо и аудирование. Во-вторых, учащиеся развивают метакогнитивные навыки, поскольку проект – это деятельность, которая включает в себя множество индивидуальных или совместных задач, таких как разработка плана исследования и вопросов, а также реализация плана посредством эмпирических или документальных исследований, включающих сбор, анализ, и представление данных в устной и/или письменной форме [7, с.332]. В-третьих, при совместной работе ученики развивают навыки командной работе. Чувство принятия в группу повышает уверенность учеников, а также чувство ответственности за конечный результат, что мотивирует их на дальнейшую продуктивную работу для повышения общей эффективности группы.
Однако, чтобы по достоинству оценить преимущества проектного метода в обучении школьников иностранным языкам, необходимо проанализировать результаты применения этого метода. Для этого нами был рассмотрен эксперимент по использованию метода проектов в старших классах. Мы считаем, что уникальность выбранной работы заключается в наглядности полученных результатов по итогу проектной работы [1]. Для осуществления проекта были сформированы две группы на базе классов 10 «А» с 12 учениками и 10 «Б» с 13 учениками, МОУ СОШ № 18 г. Подольска Тюменской области, которые стали контрольной и экспериментальной группами соответственно [1]. Перед началом эксперимента были сформулированы критерии эффективности учащихся. Н.Ю. Абышева [1] определяла эффективность набором из трех показателей: Языковая компетентность, которая проявлялась в грамматической, фонетической и лексической составляющих владения языком; активность в общении в процессе работы, которая заключается в умении использовать имеющийся языковой опыт для взаимодействия в группе; готовность к освоению языкового материала.
Все критерии имели три уровня: высокий, средний и низкий. После определения критериев авторы приступили к констатирующему этапу эксперимента: методом наблюдений и бесед определили уровни каждого показателя для обеих групп. По истечению констатирующего этапа был осуществлен формирующий этап, в ходе которого авторами был применен проектный метод в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе уроки велись традиционным методом [1]. Проект назывался “My native town” и длился в течение 8 уроков на протяжении 4 недель. Итоговым продуктом должен был стать электронный план экскурсии по родному городу для приехавших по программе обмена ровесников из других стран. Во время этого этапа ученики составляли маршруты для гостей от имени персонажей сказок и исторических личностей, проживавших в городе и его окрестностях [1]. После завершения формирующего этапа проекта были проведены повторные беседы с целью оценки эффективности проведенного проекта. По итогам повторной беседы была проведена оценка результатов по сформулированным критериям.
Языковая компетентность. Показатели высокого уровня контрольной группы остались на 0%, в то время как в экспериментальной группе наблюдается рост показателей с 7,7% до 15,38%. Средний уровень контрольный группы отмечается увеличением показателей с 25% до 33,33%, в то время как в экспериментальной группе показатели остались на прежнем уровне в 38,46%. Показатели низкого уровня владения языковой компетентностью обеих групп снизились. В контрольной группе-на 8,33%; в экспериментальной-на 7,69%.
Показатели активности в общении в процессе работы дают следующую динамику: показатели высокого уровня контрольной группы остались прежними- 16,67%, как и показатели экспериментальной группы- 7,7%. Несмотря на это, показатели среднего уровня экспериментальной группы повысились на 7,7 процентов, в то время как показатели контрольной группы остались на прежнем значении. Наблюдается снижение показателей низкого уровня в экспериментальной группе на 7,7 процентов.
Показатели готовности к усвоению нового материала. Повышение высокого уровня в контрольной группе на 8,34%; контрольной- на 7,7%. Показатели среднего уровня не изменились. Показатели низкого уровня понизились в контрольной группе на 8,335%, а в экспериментальной группе- на 7,7%.
Таким образом, можно сделать вывод о более интенсивной динамике повышения результатов в той группе, в которой использовался проектный метод, в отличие от группы, в которой метод не использовался, и в которой повышение результатов наблюдается с меньшей интенсивностью.
Как показал проведенный анализ, проектный метод является отличным средством достижения целей, стоящих перед современным образованием. Он обладает рядом неоспоримых преимуществ, поскольку позволяет в себе совмещать разные виды работ, раскрывая разные стороны личности обучающегося, развивая его навыки и умения. Помимо этого, на наш взгляд, одним из самых главных преимуществ использования проектной методики в обучении школьников иностранным языкам является развитие коммуникативных навыков на иностранном языке за счет возможности использования в проектах аутентичных материалов при работе с аудированием и говорением. Во время презентации итоговых результатов ученики способны свободнее говорить на иностранном языке благодаря чувству принятия со стороны собственной группы и чувства ответственности перед товарищами. Несмотря на недостатки, которыми обладает этот метод, их преодоление является не просто возможным, но и необходимым, поскольку этот метод открывает возможность использовать современные технологии с высоким шансом получить положительный результат.