Введение
В условиях постоянно меняющегося мира профессиональное развитие педагогических кадров является основным фактором качества образования. Стремление развивать образование, модернизировать его материально-техническую базу, обновлять содержание образование не приведёт к эффективному результату, если уровень профессионального развития педагогических кадров не будет соответствовать этим изменениям. Поэтому вопрос необходимости профессионального развития педагога рассматривается в важнейших нормативных документах, действующих на территории Российской Федерации: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Приоритетный национальный проект «Образование» [5].
Общие закономерности профессионального развития педагогов находят свое отражение в исследованиях С. Г. Вершловского, Ф. Н. Гонобулина, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. И. Щербакова. Однако в данных исследованиях системно не рассматривается вопрос о профессиональном развитии, а профессиональное развитие педагогов есть целостный процесс жизненного и профессионального самоопределения, профессионального роста, творческого совершенствования, продвижения к более высокой квалификации в определенной области практической деятельности.
Несмотря на многие исследования, проблема профессионального развития педагогов остается недостаточно рассмотрена в рамках реализации компетентностного подхода в образовании, нет доведенных до практики методов работы, которые бы актуализировали профессиональное развитие педагога.
В связи с переходом к информационному обществу изменяются требования к образованию, к личностным и профессиональным характеристикам педагогов. По мнению В.И.Гриценко, «сегодня на первый план выходит необходимость обучения педагога эффективно работать с информацией, т.е. формирования у него информационной культуры и освоения им информационной грамотности, являющейся основой образования в течение жизни» [1].
Как считает У. Т. Наимов, «современный педагог должен хорошо ориентироваться в информационном пространстве, получать информацию и оперировать ею в соответствии с собственными потребностями и требованиями, а именно: создавать текстовые документы, таблицы, рисунки, диаграммы, презентации; использовать: интернет-технологии, локальные сети, базы данных; осуществлять анкетирование, диагностирование, тестирование учащихся, поиск необходимой информации в сети Интернет; разрабатывать собственные электронные продукты (разработки презентаций технологий, демонстрационный материал); иметь навыки использования электронных продуктов (электронные учебники, энциклопедии, обучающие программы, демонстрационные программы) в своей профессиональной деятельности» [6].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить профессиональное развитие педагога общеобразовательной школы средствами информационно-коммуникационных технологий.
Методы исследования: теоретический анализ литературы в рамках проблемы, изучение и обобщение педагогического опыта, опросы различного вида, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Сегодня технологии позволяют, чтобы любой учитель мог найти удобную форму своего роста. Главное для этого осознать, с какой целью необходимо двигаться вперед и совершенствовать свои навыки, это даст педагогу как специалисту решить многие задачи.
О. П. Забарова считает, что «требования к профессиональной деятельности учителей, которые терпят регулярные изменения, во многом противоречат новым социальным условиям. Жизнь общества никогда не останавливается в развитии, она меняется и, конечно, влияет на сферу образования» [3].
Профессиональное развитие - это сознательная деятельность, направленная на повышение качества и объема знаний, умений и навыков. Такие ученые, как Л. В. Каткова, Т. К. Смыковская, Т. Б. Руденко, рассматривая проблему профессионального развития, говорят, прежде всего о профессионализме личности и профессионализме деятельности, данные термины, по их мнению, являются синонимами понятия «профессиональная компетентность» [4].
Профессиональная подготовка учителя продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности педагога. Система научно-методической работы, ориентированная на повышение уровня знаний, и, как следствие, квалификации способствует этому в первую очередь. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» педагоги имеют право получать дополнительное педагогическое образование не реже чем 1 раз в 3 года [7]. Предполагается, что в процессе этого обучения происходит профессиональный рост педагога, что свидетельствует о его профессиональном развитии.
По мнению О. Б. Даутовой, «профессиональное развитие педагога - это процесс развития, интеграции и внедрения в педагогическую работу профессионально важных личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и навыков; функциональная качественная трансформация педагогом своего внутреннего мира, что в результате ведет к сознательно новому образу жизни» [2].
К. В. Мазурик считает, что «в педагогике профессиональное развитие рассматривается как решение профессионально значимых задач – коммуникативных, морально-нравственных, познавательных. В ходе этого учитель овладевает необходимым комплексом профессиональных и личностных качеств. Ученые, которые занимаются проблемой профессионального развития, отмечают, что развитие профессионала происходит в результате систематического усовершенствования, расширения и подкрепления спектра знаний; развития личностных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний, навыков и умений» [5].
Многие авторы рассматривают профессиональное развитие педагога как расширение его знаний, умений и навыков, которые в последствии помогают решать профессионально значимые задачи и развивают личностные качества педагога, его внутренний мир в целом. А другая точка зрения многих ученых в том, что профессиональное развитие педагога рассматривается как активный процесс развития его внутреннего мира, формирования профессиональной компетентности, личностных качеств, постоянное самосовершенствование, самообразование, которое приводит к освоению новых качеств, ролей и функции, их интеграция в профессиональную деятельность.
Самое главное требование, предъявляемое к профессиональному развитию педагогов – это профессионализм, который исследователи описывают через профессиональную компетентность. Они считают, что профессиональная компетентность – это гармоничное сочетание навыков, связанных с деятельностью педагога и его коммуникативных способностей (культура общения и умение вести себя в социуме).
Педагог должен уметь организовать учебно-воспитательный процесс и иметь высокий социальный статус.
Навыки самоанализа имеют также важнейшее значение для профессионального развития педагога. В этом проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Как уже было определено выше, профессиональное развитие представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования. Педагогу следует уметь видеть процесс со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Современное общество выдвигает новые требования к подготовке, и в связи с этим, необходимо постоянно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение - отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся немного времени. Процесс должен быть постоянным, чтобы адекватно понимать различные образовательные ситуации.
Развитие информационной компетентности педагога, который владеет современными информационно-коммуникационными технологиями, а также использование данных технологий в образовательном процессе является социальным заказом общества.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных многими авторами для педагогов. Огромное количество курсов повышения квалификации по информационным технологиям, в том числе и в рамках ФГОС, предлагают свои услуги педагогам. В учебные заведения поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, графические планшеты и др.). Однако приходится признать, к сожалению, что не все педагоги могут использовать и работать на данном оборудовании.
С внедрением информационно-коммуникационных технологий педагог получает значительный стимул к самообразованию, развитию творческого потенциала, а также собственного профессионального роста.
У каждого педагога должен быть в распоряжении комплекс разнообразных средств ИКТ, в который входят цифровые образовательные ресурсы, электронные библиотеки, электронные книги и словари, системы тестирования и тестовые оболочки, интегрированные интерактивные комплексы, а также различные сообщества и форумы, с помощью которых педагог может не только получать знания, но и делиться собственным опытом.
Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо, чтобы у педагога было наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ. Педагогу необходимо овладеть методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office и использованием Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности. Нужно обязательно наличие у педагога положительной мотивации к использованию ИКТ.
Для всего вышесказанного педагогу необходимо систематически принимать участие в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике и участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах. Также можно использовать при подготовке к урокам и во внеурочной деятельности широкий спектр цифровых технологий и инструментов (текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров). Необходимо обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет, а также формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ.
Использование в обучении информационно-коммуникационных технологий позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу педагога на уроке и способствует формированию ключевых компетенций обучающихся, развитию креативного, творческого мышления обучающихся.
Широкое использование информационно-коммуникационных технологий способствует преодолению противоречий между внедрением информационно-коммуникационных технологий и того насколько грамотно и профессионально педагог может использовать данные технологии в образовательном процессе.
Для повышения профессионального развития педагогов в сфере ИКТ необходимо спланировать систему работы общеобразовательной организации, которая включила бы в себя проведение педагогических советов, консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов, открытых просмотров, проведение презентаций и др.
Хотелось бы более подробно остановиться на решении данной проблемы в общеобразовательной организации МАОУ «СОШ № 20» г. Балашиха Московской области. Там организуются следующие мероприятия по использованию ИКТ:
- дистанционное обучение детей с ОВЗ;
- ежегодная ярмарка проектов;
- участие в вебинарах и телемостах;
- участие в конкурсах с использованием ИКТ;
- интерактивные педсоветы;
- интерактивные родительские собрания;
- участие в работе на информационном сайте школы.
Мы рассмотрели электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся и педагогов в данной организации:
https://minobrnauki.gov.ru/
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»
http://window.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://mo.mosreg.ru
Министерство образования Московской области
Далее мы провели диагностику уровня профессионального развития педагога общеобразовательной школы в сфере ИКТ. Ее целью было: определение уровня психологической готовности педагогов к внедрению ЦОС.
В опросе участвовало: 28 учителей начальных классов. Диагностика осуществлялась в ходе анкетирования.
Анкета содержала 15 утверждений с вариантами ответов по шкале Лайкерта, распределённых по четырем блокам психологической готовности педагогических работников к внедрению ЦОС:
1. Готовность к внедрению ЦОС.
2. Осведомленность и умение использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
3. Способность к самоорганизации и самоконтролю.
4. Тревожность педагогических работников при работе с цифровыми образовательными технологиями.
Обрабатывая результаты, необходимо суммировать баллы, выставленные педагогическими работниками.
Результаты диагностики по каждому из четырех блоков таковы:
1. Готовность к внедрению и использованию цифровых образовательных технологий.
высокий уровень – 7 педагогов (25%)
средний – 15 педагогов (54%)
низкий – 6 педагогов (21%)
2. Осведомленность и умение использовать ИКТ
высокий уровень – 8 педагогов (29%)
средний – 13 педагогов (46%)
низкий – 7 педагогов (25%)
3. Способность к самоорганизации и самоконтролю
высокий уровень – 10 педагогов (36%)
средний – 14 педагогов (50%)
низкий – 4 педагога (14%)
4. Уровень тревожности при работе с цифровыми образовательными технологиями
высокий уровень – 9 педагогов (32%)
средний – 9 педагогов (32%)
низкий – 10 педагогов (36%)
Как видим, уровень готовности к внедрению и использованию цифровых образовательных технологий и уровень осведомленности и умения использовать ИКТ у большинства педагогов средний.
Способность к самоорганизации и самоконтроля в основном на высоком и среднем уровне. Эти качества необходимы для освоения инновационных методов и готовности включения в работу по использованию цифровых образовательных технологий.
Также большим плюсом является и тот факт, что 36% педагогов имеют низкий уровень тревожности при использовании цифровых образовательных технологий. В образовательном процессе тревожность может передаваться от учителя к ученику, что снижает эффективность использования технологий и общую эффективность образовательной деятельности. Однако педагоги отмечают, что не всегда могут использовать в своей работе ИКТ, так как практических знаний, имеющихся у них, не всегда достаточно.
В итоге выявление профессиональных затруднений у педагогических работников в условиях внедрения ЦОС является важным пунктом, поскольку позволяет зафиксировать и уровень психологической готовности педагогических работников, и уровень их владения цифровой компетенцией. Определение слабых мест в профессиональной деятельности, связанной с цифровой компетентностью педагогов, позволит администрации правильно выстроить дальнейшую траекторию работы, принять стратегические управленческие решения в создании эффективной цифровой образовательной среды: повысить квалификацию педагогов, разработать индивидуальные маршруты повышения квалификации для педагогических работников, испытывающих затруднения при работе с цифровыми образовательными технологиями, организовать обучение и обмен опытом внутри образовательной организации.
Анализ результатов диагностики позволяет наметить и разработать целевые ориентиры развития школы на ближайшее время.
Потом мы еще раз экспериментально проверили результаты процесса профессионального развития педагога средствами информационно-коммуникационных технологий на базе МАОУ «СОШ № 20» г. Балашиха Московской области.
По итогам анкетирования по четырем блокам были получены следующие результаты, представленные на сравнительных диаграммах.
Диаграмма 1
Сравнительные результаты диагностики готовности к внедрению и использованию цифровых образовательных технологий
При сравнение данных нами было выявлено, что показатели высокого уровня увеличились на 15 %, а низкого уменьшились на 18%. Средние показатели остались почти на том же уровне.
Диаграмма 2
Сравнительные результаты диагностики осведомленности и умения использовать ИКТ
При сравнение данных нами было выявлено, что показатели высокого уровня увеличились на 25 %, а низкого уменьшились на 22%. Средние показатели остались почти на том же уровне.
Диаграмма 3
Сравнительные результаты диагностики уровня тревожности при работе с цифровыми образовательными технологиями
При сравнение данных нами было выявлено, что показатели высокого уровня уменьшились на 21%, а низкого увеличились на 21%. Средние показатели остались на том же уровне.
Как видим, уровень готовности к внедрению и использованию цифровых образовательных технологий и уровень осведомленности и умения использовать ИКТ у большинства педагогов значительно повысился.
Большим плюсом явился и тот факт, что также значительно снизился уровень тревожности при использовании цифровых образовательных технологий, что повысило эффективность использования технологий и общую эффективность образовательной деятельности. Педагоги стали чаще использовать в своей работе ИКТ.
Продемонстрированная положительная динамика позволяет убедиться в правильности направления экспериментальной работы.
Полученные данные говорят о том, что проведение целенаправленной работы по обучению педагогов использованию средств информационно-коммуникационных технологий дало реальный положительный результат.
Вывод
Таким образом, в ходе эффективного профессионального развития педагога у него должно родиться желание пробовать что-то новое, использовать новейшие технологии в обучении. Содержание педагогического образования, обогащенное применением информационно-коммуникационных технологий будет намного разнообразнее, интереснее и эффективнее. Соответствующая подготовка педагогов в сфере ИКТ будет играть решающую роль в проектировании и содержательном наполнении информационной образовательной среды России, основное назначение которой – сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал.