Осуществление деятельности организации невозможно представить без взаимодействия с покупателями, кредиторами, поставщиками и другими контрагентами. На сегодняшний день важность обеспечения безопасности и эффективности при взаимодействии с контрагентами выдвигается на первый план, так как обусловлена ростом количества неблагонадежных поставщиков, а также ужесточением государственного контроля в части проверки контрагентов на фоне складывающейся неблагоприятной экономической и политической обстановкой: экономические ограничения, санкции, проблемы с логистикой.
Обязанность налогоплательщика в использовании всех доступных ресурсов для получения актуальной информации о контрагенте, подтверждающей его финансовую устойчивость, платёжеспособность и способность исполнять обязательства закреплена в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 [4].
При осуществлении своей деятельности организации сталкиваются с рисками, связанными с недобросовестным и несвоевременным выполнением обязательств партнерами, что, несомненно, негативно сказывается на бесперебойности и безопасности протекания рабочих процессов. Чтобы избежать финансовых потерь, утраты репутации, юридических проблем при взаимодействии с недостаточно проверенными или ненадёжными контрагентами, организации могут воспользоваться рядом современных сервисов проверки контрагентов, необходимых для защиты бизнеса от потенциальных рисков и обеспечения стабильности в деловых отношениях.
Оценка контрагентов является важнейшим процессом, позволяющим осуществлять анализ потенциальных партнеров, с которыми планируется заключение каких-либо контрактов и соглашений. Цель этой оценки заключается в проверке финансовой устойчивости и платежеспособности, репутации и кредитоспособности, наличия неисполненных обязательств и нарушений законодательства, а также иных факторов, способных повлиять на качество совместной работы.
Оценка контрагента — это сбор и анализ информации об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице с целью защиты интересов организации. У организации есть выбор: проведение процедуры оценки самостоятельно или обращение к специальным автоматизированным сервисам и системам по проверке контрагентов. Первый вариант считается более экономичным, но менее эффективным, так как подразумевает, что организации, которые хотят проверить своего контрагента будут «вручную извлекать» и группировать информацию об интересующих организациях, что особенно неэффективно для организаций с большим количеством активов и видов деятельности.
Сервисы оценки контрагентов предназначены для проверки в целях снижения финансовых, производственных, информационных и других рисков при взаимодействии с другими компаниями и организациями.
В настоящее время в свободном доступе в сети Интернет существуют доступные и постоянно обновляемые платные и бесплатные программные продукты для проверки, агрегирующие информацию из различных источников и предоставляющих ее по запросу. В качестве источников, из которых извлекаются и структурируются данные, выступают информационные источники, основные из которых представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные информационные источники для систем оценки контрагентов
Из вышеуказанных источников собираются такие данные как:
— полное и сокращенное наименование организаций;
— ИНН, КПП и ОГРН;
— юридический и фактический адрес местонахождения компании;
— сведения о лицензиях, судебных спорах и задолженностях по налогам, о банкротствах, об учредителях, руководителях, изменениях в учредительные документы;
— виды деятельности по ОКВЭД;
— размер уставного капитала;
— прочее.
Существующие информационные системы по оценке контрагентов входят в состав следующих групп:
— онлайн-сервисы для проверки контрагентов – являются наиболее распространенными инструментами для оценки контрагентов, которые предоставляют открытый доступ к информации или через приобретение платного пакета или подписки, примером может послужить ПО СПАРК, СБИС.
— модули в составе корпоративных систем – анкета контрагента заведена в собственной системе, что является собственной базой для проведения оценки контрагента, примером может послужить SAPBusinesspartner;
— информационные источники – системы, которые организуют доставку и последующую интеграцию различных сведений в модули различных корпоративных систем, например, в комплекс 1С или SAP для их дальнейшей обработки.
В целях создания универсальной и адаптивной модели, обладающей широкими функциональными возможностями, в данной работе на основе общедоступной информации сети Интернет произведен анализ функциональных возможностей популярных сервисов по проверке контрагентов, выявлены их достоинства и недостатки, оценена их доступность и простота использования.
Для лучшего понимания функций, решаемых задач произведен отбор образцовых оцениваемых сервисов по проверке контрагентов. Перечень наиболее популярных сервисов с их кратким описанием представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Краткий обзор сервисов по проверке контрагентов
№п/п |
Название сервиса |
Краткое описание сервиса |
1 |
2 |
3 |
1 |
Rusprofile |
Интернет-сервис от компании Деловые информационные решения. Сервис по проверке и анализу российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с помощью которого можно быстро и надежно оценить контрагента. |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
2 |
За Честный Бизнес |
Интернет-сервис от разработчика АйБиКонсалт. Российская система проверки контрагентов, которая содержит сведения обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Продукт представлен в виде интернет-портала, доступного через любой браузер, а также в виде приложения для мобильного телефона (Android, iOS). |
3 |
РБК Компании |
Интернет-сервис от компании РосБизнесКонсалтинг. В РБК собрана информация обо всех зарегистрированных юридических лицах, как действующих, так и ликвидированных. Все данные представлены в удобном формате профиля компании. |
4 |
ФНС Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП |
Интернет-сервис ФНС, который предоставляет выписки о российских юридических лицах непосредственно из реестра налоговой службы. Сервис разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающим бесплатное предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа. |
5 |
СПАРК-ИНТЕРФАКС |
Интернет-сервис от информационного агентства Интерфакс. Предоставляет сведения о платежной дисциплине компаний, информацию о зарубежных юридических лицах, материалы СМИ. Сервис дает доступ к широкому спектру данных, собственным индексам и аналитическим инструментам, необходимым для принятия более быстрых и обоснованных деловых решений. |
6 |
1С: Контрагент |
Интернет-сервис от разработчика 1С-Софт. Продукт работает как программная надстройка к конфигурации на платформе"1С:Предприятие". |
7 |
Ирбис |
Интернет-сервис от компании-разработчика Ирбис Аналитика. Система проводит анализ и формирует отчёт о контрагентах или соискателях по 20 000 открытых государственных баз России. Большая база судов общей юрисдикции: 575 млн дел по уголовным, гражданским, административным и иным видам дел по всем регионам России. |
8 |
Контур. Фокус |
Интернет-сервис от СКБ Контур"Контур.Фокус" для проверки российских и зарубежных торговых партнеров путем изучения экспресс-отчетов по компаниям. Этот онлайн-сервис предоставляет по запросу обширную информацию о заинтересованных юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, позволяя малому бизнесу и крупным корпорациям решать свои задачи. |
9 |
СБИС |
Интернет-сервис от компании «Тензор». Одна из самых популярных в России систем проверки контрагентов. Автоматизированная проверка в по открытым источникам: по базам налоговой службы, Роспатента, казначейских органов, Верховного суда, основных государственных реестров, Центробанка и других госструктур. |
10 |
СБЕРКорус |
Интернет-сервис от компании СБЕР. Цифровая платформа для электронного документооборота, организующая любой процесс без бумажных документов. В сервисе доступны данные для оценки финансовой и деловой репутации организаций по официальным источникам в кратком и детальном виде. Для скачивания доступен полный отчет по компании, как доказательство проявления коммерческой осмотрительности при выборе партнера. |
11 |
List-Org |
Интернет-сервис от компании List-Org. Этот информационный сервис постоянно собирает актуальную информацию из открытых публичных источников и представляет все сведения о юридических лицах в структурированном виде, удобном для ведения бизнеса. Более20источников информации. 14млн. компаний и22млн. предпринимателей |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
12 |
Проверка МСП.РФ |
Совместный проект корпорации МСП и ФНС России. Пользователи мгновенно получат данные непосредственно из налоговой бесплатно и без ограничений по количеству запросов. Проверка компаний ведется по более чем 20 параметрам. |
13 |
DataNewton |
Интернет-сервис от компании Datanomica. Сервис для получения данных о компаниях, предоставляющий информацию, аналитику и инфографику о компаниях, помогающий оценивать риски, оптимизирующий процесс ведения и учёта клиентов. |
14 |
Глобас |
Интернет-сервис от компании Credinform. Продукт, предназначенный для проверки контрагентов и принятия верных управленческих решений. Каждая выгруженная справка сопровождается выводом эксперта о благонадежности компании. |
15 |
Главбух Контрагенты |
Интернет-сервис от компании Актион-МЦФЭР. Сервис, который оценивает все компании страны и по каждому ИНН выводит в одном отчете оценку всех показателей с точки зрения налоговых рисков. |
16 |
Контур.Призма |
Интернет-сервис от компании СКБ Контур. Сервис, который специализируется на управлении рисками в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствие с 115-ФЗ. |
17 |
Коммерсантъ Картотека |
Интернет-сервис от компании Коммерсантъ. Сервис предназначен для контроля над физическими и юридическими лицами, отслеживающий информацию об их деятельности и оценке финансового состояния. |
18 |
Такском-Досье |
Интернет-сервис от компании Такском. Система автоматической проверки контрагентов, собирающая необходимую информацию об организации или ИП по данным из официальных источников и анализирует основные факторы риска. |
19 |
СКРИН Контрагент |
Интернет-сервис от компании СКРИН. Сервис создан с учётом рекомендаций ФНС России по проявлению должной осмотрительности и позволяющий проверять своих контрагентов на основании официальных данных. Сервис находит потенциальных клиентов и формирует список этих компаний для увеличения клиентской базы. При указании в системе своего товара или услуги, выбрав регион - выйдет список потенциальных поставщиков или потребителей с актуальными контактными данными и с оценкой их финансового состояния. |
20 |
Seldon.Basis |
Интернет-сервис для поиска партнеров ипроверкиконтрагентов, который содержит данные по 28 миллионам организаций в России, а также по компаниям из Беларуси, Казахстана, Киргизии, Украины и других стран СНГ. Данные формируются из официальных источников и позволяют узнать добросовестность компаний и предпринимателей. |
21 |
ДельтаБезопасность |
Интернет-сервис компании Дельтаинком. Система разработана под руководством экспертов в области обеспечения экономической безопасности. Сервис позволяет проводить фундаментальную, но удобную проверку контрагентов на основании более 50 источников информации (в т.ч. и эксклюзивных) о более, чем 10 млн. компаний и индивидуальных предпринимателей России и всего мира. |
22 |
Интегрум |
Интернет-сервис от компании ООО «Интегрум Медиа». Система для проверки компаний ииндивидуальных предпринимателей, позволяющая врежиме реального времени получить необходимые сведения. Интегрум осуществляет сбор информации вреальном времени ипредоставляет полный набор данных. |
23 |
Casebook |
Интернет-сервис от компании ПравоТех. Система предназначена для мониторинга судебных дел и проверки контрагентов, позволяющая отслеживать 100% событий по арбитражным делам и отправлять документы в суды в упрощенном порядке. |
Окончание таблицы 1
1 |
2 |
3 |
24 |
Моё дело Бюро |
Интернет-сервис от интернет-бухгалтерии «Моё дело». Сервис отображает необходимые сведения: от регистрационных данных и арбитражных дел, до сведений о наличии обременений на объектах имущества. |
25 |
Unirate24 |
Интернет-сервис, который является частью платформы «EBC SYSTEM 2.0», специализирующийся на оценке кредитной истории контрагентов. Сервис помогает сделать правильный выбор среди двух равноценных кандидатов, оценивая потенциальную угрозу безопасности предприятия, недобросовестных дебиторов. |
26 |
Прима-Информ |
Интернет-сервис от компании «Прима-Информ». Проверка контрагента осуществляется по ИНН, по ОГРН, по названию, по адресу и по ФИО директора или учредителя.Цель сервиса: сбор и предоставление полных и достоверных данных о деятельности ИП и юридических лиц, работающих как на отечественном, так и зарубежном рынках. |
27 |
Fira Pro |
Интернет-сервис от компании ООО «ПНРА» предоставляющий доступ к финансово-экономической, статистической, коммерческой, правовой и регистрационной информации о российских контрагентах, отраслях и видах экономической деятельности. |
28 |
Birank |
Сервис Birank проверяет контрагента по государственным реестрам – ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеке арбитражных дел, базе исполнительных производств ФССП России, налоговой службы и другим сервисам. |
Обзор сервисов проверки контрагентов, представленный в таблице 1 показал, что большинство анализируемых сервисов содержат множество сведений о физических и юридических лицах и предоставляют информацию о них в структурированном виде, удобном для решения задач пользователей. Большинство сервисов имеют удобный веб-интерфейс, отвечающий современным тенденциям информационной архитектуры и графического дизайна и при этом являются доступными для любого пользователя ПК. Анализ показал, что большинство сервисов предусматривают тарификацию за использования продукта, но при этом не ограничивают пользователей в бесплатном поиске основной информации о контрагентах в режиме демо-версий или ограниченного функционала.
Стоит отметить, что в качестве разработчиков сервисов проверки контрагентов встречаются известные российские компании, например такие как СБЕР, 1С, Интерфакс, РБК, имеющие в своем проектном портфеле собственные информационные системы по проверке контрагентов. Данный факт может свидетельствовать о тенденциях внедрения продуктов по оценке контрагентов в экосистему крупных компаний, что, в свою очередь обусловлено нарастающим запросом на обеспечение и усиление экономической и производственной безопасности путем непрерывного оценки своих партнеров.
Существующие системы оценки контрагентов предлагают своим пользователям ряд функций, от количества которых зависит качество и полнота предоставляемой информации. Анализ интернет-сервисов по оценке контрагентов, представленных в таблице 1 выявил следующий перечень функций и возможностей:
1) получение сведений о финансовом состоянии, его анализ и мониторинг, экспресс-аудит отчетности;
2) проведение финансового анализа, получение данных финансовой отчётности, анализ финансовых показателей с динамикой изменений, индикаторов финансовой стабильности и индексов финансовой устойчивости;
3) анализ, проверка и аналитика связей и аффилированности физических лиц и юридических лиц;
4) мониторинг, история, просмотр, отслеживание изменений информации и новостей о компании;
5) получение сведений об арбитражных делах и процессах, исполнительных производствах, взысканиях и задолженностях;
6) возможность интеграции программного продукта с вашей информационной системой (API);
7) проверка и анализ бухгалтерской отчётности по бухгалтерскому балансу;
8) получение основных сведений, контактов и регистрационных данных компаний ( email, сайт,телефон, адреса, домены);
9) получение сведений и реквизитов об учредителях и руководителях организации;
10) получение сведений о банкротстве организации;
11) получение интерактивных выписок из ЕГРЮЛ с электронной подписью ФНС с возможностью скачивания, просмотр документов на внесение изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
12) оценка уровня, анализ и контроль санкционных, репутационных, кредитных, финансовых и других рисков, их факторы и индикаторы;
13) получение информации о видах экономической деятельности ОКВЭД;
14) возможность быстрого поиска информации по наименованию, ИНН, ОГРН и расширенного поиска;
15) анализ судебной истории и активности, статистика участия в судах;
16) сведения о лицензиях и разрешениях;
17) возможность импорта/экспорта данных на свое устройство;
18) индексы, уровень и факторы надежности организации, экспресс-анализ надежности;
19) возможность администрирования (осуществление настройки и управления функциональностью системы, учетными записями и правами доступа);
20) просмотр истории участия организаций в закупках и тендерах;
21) получение информации об имуществе в залоге и в лизинге;
22) получение сведений о зарегистрированных торговых марках, знаках, патентах и брендах;
23) получение информации о плановых, внеплановых и регламентных проверках организаций;
24) возможность подбора клиентов и партнеров;
25) получение сведений о сотрудниках (среднесписочная численность, открытые вакансии);
26) проверка информации в реестрах официальных данных (особые, специальные реестры, реестры дисквалифицированных лиц и руководителей компании);
27) получение информации о налоговых задолженностях и правонарушениях, рейтинг налоговой и информация о применении налоговых режимов организацией;
28) построение визуальных схем и пользование графическим навигатором связей компаний и владельцев;
29) получение информации о корпоративной структуре компании, совладельцах, дочерних компаний, филиалов, руководстве;
30) оценка кредитоспособности, зависимости от кредитов;
31) проверка данных в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ, 223-ФЗ, блокировок счетов и обеспечительных мер, доверенностей, статуса организации (действует/в процессе ликвидации/ликвидирована), вхождения контрагента в негативные списки;
32) анализ и история арбитражных дел и решений, анализ и контроль банкротства, конкурентной среды, закупочной и конкурсной активности, краткий финансовый анализ;
33) получение информации раскрываемой эмитентами, об интеллектуальной собственности, о долгах и спорах, о среднемесячной зарплате и ФОТ, о штрафах и недоимках, о заключённых и расторгнутых контрактах, о производстве товаров, о выпусках ценных бумаг, акций, облигаций, а также котировки, сведения о регистраторе;
34) получение рекомендаций аналитиков и экспертных оценок, аналитические обзоры и комментарии;
35) возможность многопользовательского доступа к системе, управления профилем своей компании, функция настраиваемых отчетов, просмотр статистики платежей организаций, публикаций о них в СМИ, банковский гарантий, отзывов, сертификатов и деклараций;
36) получение информации о положении компании в отрасли и на рынке, сравнение с конкурентами, рейтингах и рэнкингов компаний, возможность получать уведомления об изменениях по интересным компаниям;
37) аналитика закупок, скоринг финансового состояния и получение информации о скоринговом балле;
38) информация о категориях организаций, в том числе в реестре МСП;
39) возможность расширенной выгрузки карточки организации;
40) возможность обнаружения возможных схем вывода средств через ликвидацию компаний, участвующих в выполнении государственных контрактов.
Анализ функциональных возможностей показал, что интернет-сервисы оценки контрагентов, представленные в таблице 1 могут помочь получить большой объем информации, позволяющей заинтересованным лицам и организациям принять верное управленческое решение по сотрудничеству с тем или иным контрагентом в целях обеспечения безопасности, надежности и бесперебойности протекания рабочих процессов. В целом, весь объем функциональных возможностей можно разделить на следующие основные блоки: статус юридического лица, связи и организационная структура, опыт работы, финансы, кредитоспособность, рекомендации, экспертные оценки и аналитические обзоры, задолженности и правонарушения и другие.
В целях определения интернет-сервисов сочетающих в себе наибольшее количество вышеперечисленных функций и возможностей проведен сравнительный анализ, представленный в таблице 2.
Таблица № 2 – Сравнительный анализ интернет-сервисов по проверке контрагентов
Продолжение таблицы 2
Окончание таблицы 2
Проведенный в таблице 2 сравнительный анализ выявил наиболее популярные функции и возможности, которые предлагают анализируемые сервисы:
1) сведения о финансовом состоянии, его анализ и мониторинг;
2) финансовый анализ, финансовая отчётность, финансовые показатели с динамикой изменений, индикаторы финансовой стабильности, индексы финансовой устойчивости;
3) анализ, проверка и аналитика связей и аффилированности физических лиц и юридических лиц;
4) мониторинг, история, просмотр, отслеживание изменений информации и новостей о компании;
5) сведения об арбитражных делах и процессах, исполнительных производствах, взысканиях и задолженностях.
Кроме того, в результате анализа выявлены интернет-сервисы по проверке контрагентов, предлагающих своим клиентам наибольшее число функций и возможностей:
1) СПАРК-ИНТЕРФАКС;
2) СБИС;
3) За Честный Бизнес;
4) Rusprofile;
5) DataNewton.
В заключении можно сделать вывод о том, что современный сервисы по проверке контрагентов содержат большое количество функций и возможностей, собирают и обрабатывают большой объем информации о юридических и физических лицах из различных государственных и иных источников, что делает их актуальным и сильным инструментом в условиях складывающейся экономической и политической ситуации.
Нельзя не отметить тот факт, что крупные российские компании вкладываются в разработку продуктов по оценке контрагентов, внедряют их в свою экосистему и продают свои услуги, обеспечивая безопасность своих рабочих процессов и дополнительный источник доходов. Анализ систем по проверке контрагентов показал, что при помощи прикладных программных интерфейсов (API) большинство интернет-сервисов предоставляют возможность интеграции своей разработки с программной средой любой другой заинтересованной компании. Таким образом, компании, заинтересованные в проверке своих контрагентов могут принять решение: создать собственную разработку по проверке, либо произвести интеграцию с существующим интернет-сервисом через API.