Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

В настоящее время разрабатываются программы, направленные на воспитание социальной активности у подрастающего поколения. Данная деятельность соответствует Национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 года, в которой определена значимость воспитания образованной, этичной, способной к самостоятельному принятию решений, готовой к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию личности.

Цель исследования – рассмотреть способы и методы развития социальной активности школьников через создание волонтерских отрядов.

Объект исследования – развитие социальной активности школьников.

Предмет исследования – педагогические условия организации создания волонтерских отрядов школьников.

Гипотеза исследования – использование волонтерской деятельности будет способствовать формированию социальной активности школьников.

Такие ученые-психологи как Л.С. Выготский, В.С. Мухина и иные, рассматривают социальную активность как качество личности, выраженной готовностью и умением осуществлять деятельность на благо обществу.

Основы развития социальной активности осуществляются в школьном возрасте. Школьное обучение предполагает посещение дополнительных занятий и участия учащихся в общественных мероприятиях. То есть развитие социальной активности является составляющей воспитательного процесса[1].

Относительно организационных проблем, отмечается то, что в образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание развитию социальной активности учащихся. При этом, для социальной деятельности и формирования социальной активности присущими являются следующие преимущества: объединение единомышленников; приоритетность направления деятельности; поддержка на государственном уровне; добровольность участия; наличие ответственности для участников как субъектов деятельности социальной направленности [2].

Социальная активность относится к интегральным личностным качествам. Направленностью ее является созидание и решение задач. Она выступает как механизм личностного развития. Ее реализация осуществляется посредством социально полезной деятельности. [3,с.24].

Критериями развития социальной активности и педагогические основы данного процесса представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии и педагогические основы развития социальной

…………………активности

критерии развития

педагогические основы формирования

1) участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;

2) проявление личностных качеств в деятельности;

3) общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности.

1)социальная активность личности формируется в процессе социально-педагогических отношений и проявляется в жизненной позиции обучаемых;

2)важнымпоказателем сформирован-ности интеллектуального и духовного потенциала является организованная деятельность личности в соответствии с общественными требованиями;

3)развитие социальной активности личности в образовательном процессе связано с выполнением воспитательных, организационных работ на высоком качественном уровне;

4)развитие социальной активности личностистимулируется прогнозирова-нием перспектив общественного прогресса

Для формирования социальной активности необходимо наличие соответствующих педагогических условий. Внешними условиями в данном случае являются общественные, культурные, природные, производственные и региональные. К внутренним условиям относятся условия образовательной организации; материально-техническое оснащение; учебно-методические; психологические; нравственно-этические; эстетические и т.д.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что социальная активность обладает связью с развитием личности, поскольку она способствует в возможности выстраивания правильного отношения к социальной деятельности.

В ходе данной работы было проведено исследование развития социальной активности школьников. Эмпирическое исследование проводилось на базе школы МБОУ СОШ № 3 г. Цимлянска.

В качестве испытуемых выступили обучающиеся 8 – 9 классов в количестве 35 человек. Среди них: 15 девочек и 20 мальчиков, находящиеся в возрастном диапазоне 15 – 16 лет.

Цель и задачи исследования: определение уровня сформированности социальной активности; разработка программы создания волонтерского отряда; составление рекомендаций по созданию волонтерского отряда школьников.

Диагностика по анкете социальной активности проводится для определения изначального уровня социальной активности школьников. При прохождении данной диагностики респонденту необходимо ответить на 11 вопросов открытого типа в регистрационном бланке.

Рассмотрим полученные результаты диагностики по анкете социальной активности. Обобщенные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты показателей диагностики по анкете социальной

………………… ....активности

Уровень

Показатели

Кол-во

%

Очень низкий

0

0%

Низкий

0

0%

Ниже среднего

1

3%

Чуть ниже среднего

0

0%

Средний

5

14%

Чуть выше среднего

13

37%

Выше среднего

9

26%

Высокий

6

17%

Очень высокий

1

3%

Показатели свидетельствуют о том, что социальная активность на очень высоком уровне имеется только у 1 школьника, 6 учащихся (17%) обладают высоким уровнем социальной активности. Среди учащихся 9 (26%) имеют выше среднего уровень социальной активности. У таких учащихся достаточный уровень социальной активности. Эти школьники способны определять цели и стремятся к соответствию высокому уровню. Чуть выше среднего уровень социальной активности наблюдается у 13 (37%) школьников. 5 (14%) учащихся обладают средним уровнем социальной активности. Ими могут определять цели в соответствии с высоким уровнем притязаний. У 1 (3%) школьника ниже среднего уровень социальной активности. Представим полученные показатели для наглядности в виде диаграммы на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма результатов диагностики по анкете социальной активности

Таким образом, большая часть учащихся имеют средний уровень развития социальной активности, то есть 18 (51%) школьников от общего количества группы, участвующих в диагностировании.

Далее применялся тест на оптимизм, который способствует в определении выраженных преставлений школьников о будущем

Полученные результаты данного тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты показателей тестирования на оптимизм

 

Уровень

Показатели

Кол-во

%

Высокий

7

20%

Выше среднего

18

51%

Ниже среднего

8

23%

Низкий

2

6%

Полученные результаты свидетельствуют о том, что позитивным мышлением обладают 18 (51%) учащихся и они имеют выше среднего уровень самооценки. Представим полученные данные на рисунке 2 в виде диаграммы. С высоким уровнем оптимизма 7 (20%) учащихся, которые видят желаемые результаты как достижимые и не воспринимают трудности негативно, а прикладывают усилия для преодоления. С низким уровнем развития оптимизма 2 (6%) учащихся. Такие школьники не проявляют позитивных ожиданий от своей деятельности, и при наличии затруднений пассивны, стараются их избегать.

Рисунок 2 – Диаграмма результатов тестирования на оптимизм

Наглядно из диаграммы следует, что большая часть учащихся обладают оптимизмом выше и ниже среднего уровня. Их социальная активность достаточна, но возможны более высокие результаты, при этом в группе учащихся, принимающих участие в диагностике, имеются 8 (23%) школьников с низким уровнем оптимизма, они имеют адекватное восприятие, но не во всех случаях у них наблюдается настойчивость и упорство с их стороны.

В целях развития социальной активности учащихся нами предлагается программа создания волонтерского отряда школьников.

Программа социально-педагогической работы, направленной на развитие социальной активности включает комплекс мероприятий социальной деятельности учащихся.

Цель программы создания волонтерского отряда – формирование социальной активности школьников.

При разработке программы нами учитывались педагогические принципы: целостности; гуманизации; деятельностного подхода; возрастные и индивидуальные способности учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся обладают знаниями об истории развития волонтерского движения; учащиеся проявляют интерес к социальной деятельности; учащиеся проявляют творческие способности при реализации социальной деятельности, могут составить портфолио и коллективно защитить проект; учащиеся владеют навыками планирования и реализации волонтерской деятельности.

В таблице 4 представим разработанную программу занятий.

Таблица 4 – Программа занятий по созданию волонтерского отряда

 

Форма занятия

Название

Цель

Содержание

1

Урок-лекция

Я –

волонтер!

Знакомство с историей развития волонтерского движения

2 встречи, интервью, просмотр презентации и видеофильма

2

Цикл классных часов

Встречи и беседы с интересными людьми

Развитие сознательной мотивации к социальной деятельности

Дискуссии, мозговой штурм,

3

Социальный проект

Доброе дело!

Развитие социальной активности, навыков социально значимой деятельности

Посещение ветеранов и пожилых, социальная деятельность (уборка, закупка и доставка

лекарств и продуктов)

4

Благотворительная акция

Яблоки добра!

Развитие общения, навыков коллективной деятельности, нравственных качеств

Мини-концерт

5

Памятная акция

Помним и чтим!

Развитие навыков планирования, формирование нравственных качеств

Планирование и обсуждение мероприятий деятельности волонтерского отряда

Такие условия социально-педагогической работы предполагают проявление большей заинтересованности со стороны учащихся к социальной деятельности и возможности участия в деятельности волонтерского отряда.

В процессе проводимого цикла классных часов учащиеся познакомились с представителями добровольческого движения. Данные встречи положительно сказались на проявлении интереса со стороны школьников. Во время классных часов обсуждалось название волонтерского отряда. Требования к представителям волонтерского отряда, особенности проведения волонтерских мероприятий.

А так же необходимо уделять особое внимание оповещению учащихся о деятельности волонтерского отряда и информированию их о просьбах нуждающихся или ситуациях, требующих осуществления волонтерской деятельности.

Целесообразно создать группу в социальных сетях и информировать через них участников волонтеров, а также учащихся образовательной организации о проведенных и запланированных мероприятиях.