Среди множества кризисов и катаклизмов, переживаемых российским обществом, наиболее глубоким и системным является кризис, поразивший духовно-нравственную сферу. Сложные эксцессы общественного сознания привели к изменению ценностно-смысловых отношений личности – духовно-нравственные ценности «девальвируются» в угоду прагматическим интересам. В такой ситуации актуализируется вопрос о развитии правильных ценностных ориентаций современных старшеклассников. Поэтому данная тема исследования является актуальной на сегодняшний день.
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Иначе говоря, это выражение основных жизненных принципов личности, мировоззренческая и нравственная направленность ее интересов, поступков, намерений и способов построения межличностных отношений.
Цель исследования – изучить психологические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику старшего школьного возраста;
2) рассмотреть ценностные ориентации и виды ценностей личности;
3) изучить особенности и методы формирования ценностных ориентаций старшеклассников;
4) описать методики и процедуру исследования ценностных ориентаций старшеклассников;
5) провести анализ результатов исследования ценностных ориентаций старшеклассников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у современных старшеклассников преобладают ценностные ориентации на гедонизм, общественное признание и материальный успех; существуют гендерные различия в ценностных ориентациях старшеклассников.
Информационную основу исследования составили научные труды авторов в области педагогической психологии, возрастной психологии, социальной психологии, экзистенциальной психологии, таких как: Л.С.Выготский, А.Г.Асмолов, С.С. Бубнова, В.Франкл, И.В.Малышев, А.В.Спиридонов, М.Б.Ревушкина идр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в курсовой работе описаны психологические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации по созданию психологических условий для эффективного формирования ценностных ориентаций старшеклассников могут быть использованы на практике психологами и педагогами образовательных организаций.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, перечня использованных информационных ресурсов.
Центральное новообразование старшего школьного возраста – профессиональное и личностное самоопределение. Центральный психологический процесс в это возрасте, по утверждению Э.Эриксона, это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства [1, c.89].
Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Познавательные мотивы связаны с широкими социальными мотивами. На первый план выдвигается произвольная мотивация. Старший школьник в выборе способов деятельности руководствуется уже сознательно поставленной целью[2, c.141].
Таким образом, можно сказать, что характерные особенности старшего школьного возраста, следующие (см. рисунок 1):
Рисунок 1 – Характерные особенности старшего школьного возраста
Таким образом, можно заключить, что старший школьный возраст – это время поиска смысла жизни, открытий и экспериментов, когда у детей обострена готовность проникать в сущность вещей и явлений, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
В рамках исследовательской работы было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций старшеклассников. База исследования: МБОУ СШ №11 г.Волгодонска. Выборка испытуемых: 20 учеников 10«А» класса в возрасте 16-17 лет. Из них 8 мальчиков и 12 девочек.
В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики. Охарактеризуем данные методики.
1. Методика «Ценностный опросник» (Ш.Шварц).
Данная методика была разработана Ш.Шварцем в 1992 году для исследования ценностей личности или группы [3]. Автор подразумевал под ценностями «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды и менталитета конкретного общества.
2. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С.Бубнова) [4].
Методика содержит 66 закрытых вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Испытуемый должен ответить «да» или «нет» на предложенные вопросы. Исходя их его ответов, подсчитываются количество баллов по каждой из 11 ценностей (может быть от 0 до 6).
Средние баллы юношей и девушек по каждой категории ценностей по методике Ш.Шварца показаны на рисунке 3. Так, для участников опроса обоих полов одной из главных целей является гедонизм, то есть наслаждение жизнью, получение удовольствия. Также для большинства испытуемых важен такой тип ценностей, как стимуляция – удовлетворение потребности в разнообразии и ярких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности, стремление к новизне и глубоким переживаниям.
Рисунок 3 – Ценностные ориентации юношей и девушек, средние баллы
(методика Ш.Шварца)
Гедонизм и стимуляция как типы ценностей в целом очень характерны для старшего школьного возраста, когда человек находится на пике физического развития, обретает больше самостоятельности и жадно познает мир, активно взаимодействуя с социумом и стремясь получить максимум впечатлений.
Самостоятельность важна для обоих полов, но особенно – для юношей. Они очень ценят возможность быть независимыми в мыслях и поступках, заниматься тем, что считают необходимым. Таким образом, в целом выявленные ценностные ориентации соответствуют гендерным особенностям юношей и девушек.
Средние баллы юношей и девушек по каждой категории ценностей по методике С.С.Бубновой показаны на рисунке 4.
Так, преобладающими ценностями среди старшеклассников, согласно этой методике, являются: приятное времяпрепровождение и отдых, общение, любовь (у девушек сильнее), высокое материальное состояние (у юношей сильнее), здоровье, поиск и наслаждение прекрасным. Юношам также важно достижение признания, уважения людей и влияния на них.
Рисунок 4 – Ценностные ориентации юношей и девушек, средние баллы (методика С.С.Бубновой)
Обобщая результаты по двум методикам, можно заключить, что гипотеза исследования частично подтвердилась: современные старшеклассники имеют выраженные гедонистические ценностные ориентации. Также им важны ценности, связанные с близкими отношениями (общение, любовь, доброта), причем у девушек такая ориентация сильнее. У юношей отмечается сильная ориентация на материальный успех, достижение высокого положения в социальной иерархии.
Наименее всего старшеклассники ориентированы на сохранение традиций, конформность, социальную активность для достижения позитивных изменений в мире, общественное благополучие.
Однако дефицит важности к указанным ценностям со стороны старшеклассников может привести к тому, что они сформируются как люди с недостаточно активной гражданской позицией, не смогут с должным уважением сохранять и передавать родную культуру последующим поколениям, будут игнорировать возможности внести вклад в общее благополучие. В связи с этим потребовалась разработка рекомендаций по созданию эффективных психологических условий для формирования ценностных ориентаций старшеклассников.
Обобщая результаты по двум методикам, можно заключить, что современные старшеклассники имеют выраженные гедонистические ценностные ориентации. Также им важны ценности, связанные с близкими отношениями (общение, любовь, доброта), причем у девушек такая ориентация сильнее. У юношей отмечается сильная ориентация на материальный успех, достижение высокого положения в социальной иерархии.