Актуальность темы исследования обуславливается тем, что конфликт является сложным психологическим явлением, которое оказывает огромное влияние, как на жизнь индивидуума, так и на общество в целом. В повседневной жизни мы сталкиваемся с конфликтами настолько часто, насколько имеем мнение отличное от окружающих. Со времен зарождения человечества конфликт выступал в роли источника развития личности и межличностных отношений.
В настоящее время, как никогда ранее, конфликты, возникающие в подростковой среде, приобрели пугающий характер. Именно поэтому необходимо дать новому поколению представление о том, насколько важно уметь конструктивно выходить из конфликтных ситуаций. И в первую очередь это справедливо в отношении подростков, поскольку конфликтное поведение является особенностью протекания этого возрастного периода. Подростковый возраст – самый сложный и трудный из всех детских возрастов, который представляет собой период становления личности.
Несмотря на богатый теоретический и эмпирический материал, проблема социально-психологической профилактики возникновения и развития конфликтов в подростковом возрасте остается до сих пор актуальной.
Цель исследования – научно обосновать и разработать практические рекомендации социально-психологической профилактики возникновения и развития конфликтов в подростковом возрасте.
Объект исследования – процесс возникновения и развития конфликтов в подростковом возрасте.
Предмет исследования – социально-психологическая профилактика возникновения и развития конфликтов в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования – предполагается, что уровень конфликтности юношей выше, чем у девушек.
На сегодняшний день под конфликтом многие авторы понимают некое столкновение определенных взглядов или мнений, которые не могут быть в совокупности представлены в сознании личности. На протяжении всего существования человечества конфликт являлся и является неотъемлемой частью функционирования индивидов в социуме. Его функционал в обществе весьма велик, так как он учит людей смотреть на некоторые вещи по-другому и учиться конструктивно решать возникающие противоречия [1].
З. Фрейд обосновывал биопсихологический, биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Психика человека противоречива по своей сути. Ее функционирование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборств по Зигмунду Фрейду и заключается суть внутриличностного конфликта [2].
В психоаналитическом подходе рассматривался конфликт и с других позиций. Автором несколько иного представления в контексте конфликтов является Альфред Адлер, который обращал внимание именно на источниках конфликтов. Он утверждал, что основной источник возникновения конфликта между человеком и окружающей средой – это необходимость его в избавления от ощущения собственной ущербности [3].
На сегодняшний день исследования, проведенные в области изучения конфликтов, насчитывают большое количество классификаций конфликтов по различным основаниям.
Таким образом, под конфликтом в современных реалиях понимается ситуация противодействия его участников по причине различных взглядов, мнений и умозаключений относительно спорных аспектов. Конфликты в социальной среде рассматриваются достаточно давно, однако, большее количество исследований принадлежит последнему столетию. Среди основных причин многие авторы выделяют несоответствия определенных психологических характеристик участников конфликтов. На сегодняшний день самой распространенной классификацией конфликтов является их разделение в соответствии с особенностями его частников на: межличностные, межгрупповые и конфликты между личностью и группой.
В ходе данной работы было проведено исследование особенностей развития конфликтов среди подростков. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Константиновска.
В качестве испытуемых выступили обучающиеся 7-х классов в количестве 40 человек. Среди них: 20 девушке и 20 юношей, находящиеся в возрастном диапазоне 13 – 14 лет.
Для реализации поставленных задач подобраны следующие психодиагностические методики:
–«Определение уровня конфликтности индивида» Д. М. Рамендик;
–«Диагностика конфликтности» В. Ф. Ряховский;
Ниже рассмотрим данные методики и особенности их проведения.
Методика «Определение уровня конфликтности индивида» проводится с целью выявления уровня конфликтности личности. При прохождении данной методики респонденту необходимо ответить на 14 вопросов. Необходимо выбрать один из трех предложенных вариантов ответов, отмечая его букву (А, Б или В) в регистрационном бланке. Полученные результаты соотносятся с ключом, за каждый ответ начисляется определенное количество баллов. По сумме набранных баллов исследователь делает вывод об уровне его конфликтности. В данной методике предусмотрено 8 вариантов уровней конфликтности: от очень низкого до очень высокого.
Методика «Диагностика конфликтности» В. Ф. Ряховского. Данная методика изучает самооценку личности относительно собственного уровня конфликтности. То есть методика предназначена для оценки субъективного уровня конфликтности личности. Она представляет собой 10 пар утверждений, которые испытуемый выбирает для себя в качестве приоритетного в собственном поведении. За каждый ответ начисляется определенное количество баллов, по сумме которых делается вывод об уровне развития конфликтности.
Рассмотрим полученные результаты по методике «Определение уровня конфликтности индивида» Д.М. Рамендик. Обобщенные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Обобщенные данные испытуемых по методике «Определение ………………уровня конфликтности индивида» Д.М. Рамендик
Уровень конфликтности |
Юноши |
Девушки |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
очень низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
низкий |
0 |
0 |
2 |
10 |
ниже среднего |
0 |
0 |
4 |
20 |
ближе к среднему |
2 |
10 |
10 |
50 |
средний |
4 |
20 |
4 |
20 |
выше среднего |
12 |
60 |
0 |
0 |
высокий |
2 |
10 |
0 |
0 |
очень высокий |
0 |
0 |
0 |
0 |
По результатам проведенной методики выявлено, что большинство испытуемых юношей обладают уровнем конфликтности выше среднего (60%). У девушек преобладает уровень конфликтности ближе к среднему (50%).
Рассмотрим методику «Диагностика конфликтности» В.Ф. Ряховский. Обобщенные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Обобщенные данные испытуемых по методике «Диагностика ………………конфликтности» В.Ф. Ряховский
Уровень конфликтности |
Юноши |
Девушки |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
избегание конфликтных ситуаций |
0 |
0 |
2 |
10 |
конфликтность не выражена |
2 |
10 |
4 |
20 |
конфликтность выражена слабо |
4 |
20 |
10 |
50 |
выраженная конфликтность |
12 |
60 |
4 |
20 |
высокая степень конфликтности |
2 |
10 |
0 |
0 |
У большинства юношей (60%) проявляется выраженная конфликтность. Такие испытуемые упорно отстаивают свое мнение, даже если они не правы, и понимают, что могут, испортить отношения со своим собеседникам. Часто вспыльчивы и эмоциональны. У большинства девушек (50 %) конфликтность выражена слабо. Такие испытуемые при возникновении спора умеют найти подход к собеседнику, стараются конфликт избежать. Однако, если ситуация для них имеет важно значение, готовы вступить в спор и отстаивать свои интересы.
Таким образом, по результатам проведенного исследования установлено, что конфликтность юношей выше, чем девушек.
Психолого-педагогическая профилактика и коррекция конфликтного поведения подростка включает в себя всестороннее психолого-педагогическое изучение личности (диагностика личностных дефицитов), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностика среды), коррекцию среды (в том числе неадекватных методов воспитания) и коррекцию дисгармоничных черт личности.
Профилактическая работа заключается в изменении социальной, семейной, личной ситуации подростка путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества жизни, отказу от насильственного поведения.
Коррекционная работа, направленная на развитие конструктивных способов предотвращения конфликтных ситуаций должна быть направлена на формирование у подростков позитивных установок в восприятии окружающего социального пространства и своего «Я» на основе роста субъективной значимости гуманистических ценностей человеческого существования в культуре, обуславливающих стремление к предупреждению конфликта; на формирование у подростков практических навыков, умений и моделей поведения по предупреждению, конструктивному разрешению и выходу из конфликтной ситуации.
На основании полученных результатов спроектированы психолого-педагогические рекомендации для подростков для снятия конфликтности:
1. Следует контролировать собственные высказывания и речь. Желание сказать собеседнику какие-либо неприятные вещи следует пресекать и при возникновении – сосчитать до 10.
2. В общении со сверстниками следует активно рассказывать, какие чувства и эмоции преобладают, чтобы тот понимал, какое конкретно поведение вызывает у собеседника негативные эмоции.
3. При разговоре старайтесь использовать невербальные средства общения (улыбка, знаки головой и т.п.).
4. Если назревает конфликт, в первую очередь убедитесь, правильно ли ваш собеседник понял то, что вы ему сказали. Старайтесь решить проблему мирным путем.
5. В разговоре не оставляйте неясностей, разъясняйте то, что вы имеете ввиду, или спрашивайте собеседника то, что вам не совсем понятно.
Таким образом, профилактика межличностных конфликтов у старших подростков – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предостережение, устранение либо нейтрализацию основных причин, вызывающих разного рода социальные отклонения в поведении детей. Профилактика межличностных конфликтов – работа с еще не начавшимися, а только с вероятными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при неизменном информационно-аналитическом сопровождении.
Предложенную систему работы можно использовать в целях снижения конфликтности в подростковом возрасте.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического исследования установлено, что выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что уровень конфликтности юношей выше, чем девушек, подтвердилась.