Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Проблема аддиктивного поведения в современном обществе является одной из самых распространенных и трудноразрешимых. Подтверждением данного факта является рост количественных и качественных показателей по данной проблеме: с одной стороны, увеличивается число людей, прибегающих к аддиктивному поведению как способу решения проблемы, поиску эффективного и быстрого способа снятия стресса и т.д., с другой – расширяется спектр и варианты зависимости, с третьей – отмечается тенденция к «омоложению» зависимости: в числе лиц с признаками аддиктивного поведения все чаще выявляются подростки.

Аддиктивная личность стремиться к уходу от реальности в виде своеобразного бегства, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами жизни происходит фиксацияна каком-то одном направлении. Естественно, страдает физическое и психологическое здоровье подростка, аддикция негативно влияет на его становление в социальной сфере, учебу и личную жизнь.

Учитывая значительное негативное влияние аддиктивного поведения, особое значение имеет психологическое сопровождение таких подростков в целях коррекции их аддиктивного поведения.В связи с этим тема данной курсовой работы представляется актуальной.

Целевой установкой является исследование социально-психологической коррекции аддиктивного поведения подростков. Предположили, что самый распространенный вид аддикции у современных подростков является зависимость от курения и компьютерная зависимость; мальчики-подростки более склонны к зависимостям, чем девочки.

Аддиктивное поведение – это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [1,c.24].

По мнению Н.Пезешкиана, индивид с аддикцией рассматривает свою жизнь как слишком скучную, серую, неинтересную, однообразную, полную проблем, которые видятся ему неразрешимыми. Он плохо приспособлен к жизни и слабо умеет справляться с трудностями, что способствует формированию скрытого «комплекса неполноценности», влекущего за собой гиперкомпенсаторную реакцию [2]. Индивид с аддиктивным поведением «убегает» от реальности, фиксируясь на каком-либо одном направлении жизни.

Для изучения аддиктивного поведения подростков в рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 46 подростков в возрасте 14-16 лет, среди них 23 девочки и 23 мальчика.

Были использованы две психодиагностические методики:

1. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Г.В.Лозовая). Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, разработанная Г.В.Лозовой [3]. Методика показывает общую склонность к той или иной зависимости.

2. Тест на интернет-зависимость (С.А.Кулаков). Тест на интернет-зависимость, разработанный С.А.Кулаковым [4]. Методика содержит 20 вопросов, помогающих определить склонность подростка к интернет-зависимости. Чем больше баллов набирает испытуемый, тем более склонен он к данному виду аддикции.

Стоит отметить, что в ходе проведения эмпирического исследования автором соблюдались все базовые этические принципы, такие как принцип добровольности участия, принцип конфиденциальности личных данных испытуемых, принцип информированного согласия и принцип справедливого отбора участников исследования.

С помощью описательной статистики рассмотрим средние результаты по выборке по использованным методикам. Результаты подростков по методике диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г.В.Лозовой показаны на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты по методике диагностики склонности
к 13 видам зависимостей Г.В.Лозовой

Как мы видим, самые высокие показатели по выборке касаются компьютерной зависимости (зависимости от соцсетей и интернета), что говорит о высокой склонности обоих полов к времяпрепровождению за компьютером, веб-серфингу, что уже приобретает характер аддикции. Подростки обоих полов ежедневно проводят часы за просмотром ленты новостей в социальных сетях, заводят там знакомства, подолгу общаются, смотрят видео и читают различные публикации. Для многих из них виртуальная реальность более интересна, чем обычная жизнь.

Также высоки показатели девочек по любовной и пищевой зависимостям. Любовная зависимость у девочек подразумевает, что для них повышенное значение имеют романтические отношения. Они посвящают много времени времяпрепровождению с любимым человеком, постоянно думают о нем, мечтают на любовные темы. Одиночество и расставание представляется им как одно из самых страшных событий в жизни.

Пищевая зависимость у девочек проявляется в виденеумеренного потребления пищи, которая воспринимается как средство снятия стресса, повышения настроения и избавления от скуки. Часто при этом формируется расстройство пищевого поведения (РПП).

У мальчиков высоки показатели зависимости от курения. Именно в подростковом возрасте многие мальчики начинают пробовать сигареты и рассматривают их как легкий и безобидный способ сбросить напряжение, расслабиться, а также стать «своим» в компании других парней.

Далее рассмотрим результаты потесту на интернет-зависимость С.А.Кулакова.

На рисунке 6 показано частотное распределение баллов мальчиков-подростков, на рисунке 7 – девочек-подростков.

Как видно, распределения обоих полов довольно похожи. Однако средний балл по данной методике в группе мальчиков выше – он составил 60,22, тогда как в группе девочек – 55,30. Оба этих показателя интерпретируются как сигнал того, что Интернет оказывает серьезное влияние на жизнь подростков. Например, они нередко обнаруживают, что задержались в сети дольше, чем планировали; забрасывают учебу и домашние обязанности, чтобы провести больше времени в Сети; часто чувствуют, что поглощены Интернетом и предпочитают его реальному общению.

Рисунок 6 – Частотное распределение баллов мальчиков-подростков

Рисунок 7 – Частотное распределение баллов девочек-подростков

Чтобы определить, какие из выявленных различий между мальчиками и девочками подростками статистически значимы, с помощью программыSPSSбыл произведен расчетU-критерия Манна-Уитни по всем шкалам двух методик (см.таблицу 1).

Таблица 1 – Результаты расчетаU-критерия Манна-Уитни

Методика диагностики склонности
к 13 видам зависимостей, Г.В.Лозовая

Зависимость от алкоголя

98,500

0,026

Телевизионная зависимость

92,500

0,309

Любовная зависимость

66,000

0,005

Игровая зависимость

106,500

0,108

Зависимость от межполовых отношений

88,000

0,230

Пищевая зависимость

89,000

0,012

Религиозная зависимость

90,000

0,080

Трудовая зависимость

157,500

0,305

Лекарственная зависимость

109,000

0,166

Зависимость от компьютера (интернета, соц.сетей)

62,500

0,054

Зависимость от курения

58,500

0,002

Зависимость от ЗОЖ

56,000

0,017

Наркотическая зависимость

68,000

0,063

Общая склонность к зависимостям

83,500

0,201

Тест на интернет-зависимость, С.А.Кулаков

Интернет-зависимость

46,500

0,058

Как видно из таблицы, между подростками разных полов статистически значимы различия, мы выявили следующие статистически значимые гендерные различия: мальчики-подростки больше склонны к алкогольной и табачной аддикции, а девочки – любовной, пищевой зависимости и зависимости от ЗОЖ.

В первую очередь необходимо просвещение подростков по теме зависимостей и побуждение обратиться к школьному психологу в случае обнаружения у себя тревожных признаков. Для этого предлагается проводить лекции с подростками в рамках классных часов и внеурочных занятий, а также распространять в стенах школы листовки просветительского характера.

Психолог проводит коррекционную работу с подростком, имеющим признаки аддиктивного поведения. Проводя психокоррекционную работу с подростками с аддиктивным поведением важно учитывать все особенности работы и конфиденциальности. Также психологу следует находиться в контакте с родителями подростка и проводить психологическое сопровождение семьи.

Важно отметить, что семья играет важнейшую роль в коррекции аддиктивного поведения подростка. Позиция родителей, их грамотное, бережное отношение к ребенку и чертам его личности играют существенную роль в том, будет ли преодолена аддикция. В связи с этим задача психолога – предоставить родителям подростка полную информацию о нем: о его сильных и слабых сторонах, возможностях, перспективах развития и т.д. Желательно объяснить родителям причины нарушений в адаптации ребенка, а также возможные способы коррекции.

Работа с семьей подростка может проводится в виде профилактических программ для родителей подростков, которые могут проходить в виде социально-психологических тренингов, лекций, круглых столов для родителей, дискуссий и т.п [5].

Помимо родителей, важно работать и с педагогами образовательных учреждений, где подросток, страдающий аддикцией, проводит значительную часть своего времени. В качестве методов работы с педагогами психолог может выбрать социально-психологические тренинги, лекции-беседы, дискуссии, ролевые игры и иные психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития педагога и ученика-подростка.

При этом один из главных этических принципов работы психолога – это конфиденциальность, то есть информация, сообщаемая педагогу о подростке, должна носить рекомендательный характер.

Таким образом, социально-психологическая коррекция аддиктивного поведения подростка должна проводиться психологом совместно с родителями и педагогами, согласно плану индивидуального сопровождения, который создают на основе анализа информации о подростке с аддиктивным поведением.