Проблема аддиктивного поведения в современном обществе является одной из самых распространенных и трудноразрешимых. Подтверждением данного факта является рост количественных и качественных показателей по данной проблеме: с одной стороны, увеличивается число людей, прибегающих к аддиктивному поведению как способу решения проблемы, поиску эффективного и быстрого способа снятия стресса и т.д., с другой – расширяется спектр и варианты зависимости, с третьей – отмечается тенденция к «омоложению» зависимости: в числе лиц с признаками аддиктивного поведения все чаще выявляются подростки.
Аддиктивная личность стремиться к уходу от реальности в виде своеобразного бегства, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами жизни происходит фиксацияна каком-то одном направлении. Естественно, страдает физическое и психологическое здоровье подростка, аддикция негативно влияет на его становление в социальной сфере, учебу и личную жизнь.
Учитывая значительное негативное влияние аддиктивного поведения, особое значение имеет психологическое сопровождение таких подростков в целях коррекции их аддиктивного поведения.В связи с этим тема данной курсовой работы представляется актуальной.
Целевой установкой является исследование социально-психологической коррекции аддиктивного поведения подростков. Предположили, что самый распространенный вид аддикции у современных подростков является зависимость от курения и компьютерная зависимость; мальчики-подростки более склонны к зависимостям, чем девочки.
Аддиктивное поведение – это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [1,c.24].
По мнению Н.Пезешкиана, индивид с аддикцией рассматривает свою жизнь как слишком скучную, серую, неинтересную, однообразную, полную проблем, которые видятся ему неразрешимыми. Он плохо приспособлен к жизни и слабо умеет справляться с трудностями, что способствует формированию скрытого «комплекса неполноценности», влекущего за собой гиперкомпенсаторную реакцию [2]. Индивид с аддиктивным поведением «убегает» от реальности, фиксируясь на каком-либо одном направлении жизни.
Для изучения аддиктивного поведения подростков в рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование. Выборку испытуемых составили 46 подростков в возрасте 14-16 лет, среди них 23 девочки и 23 мальчика.
Были использованы две психодиагностические методики:
1. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Г.В.Лозовая). Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, разработанная Г.В.Лозовой [3]. Методика показывает общую склонность к той или иной зависимости.
2. Тест на интернет-зависимость (С.А.Кулаков). Тест на интернет-зависимость, разработанный С.А.Кулаковым [4]. Методика содержит 20 вопросов, помогающих определить склонность подростка к интернет-зависимости. Чем больше баллов набирает испытуемый, тем более склонен он к данному виду аддикции.
Стоит отметить, что в ходе проведения эмпирического исследования автором соблюдались все базовые этические принципы, такие как принцип добровольности участия, принцип конфиденциальности личных данных испытуемых, принцип информированного согласия и принцип справедливого отбора участников исследования.
С помощью описательной статистики рассмотрим средние результаты по выборке по использованным методикам. Результаты подростков по методике диагностики склонности к 13 видам зависимостей Г.В.Лозовой показаны на рисунке 5.
Рисунок 5 – Результаты по методике диагностики склонности
к 13 видам зависимостей Г.В.Лозовой
Как мы видим, самые высокие показатели по выборке касаются компьютерной зависимости (зависимости от соцсетей и интернета), что говорит о высокой склонности обоих полов к времяпрепровождению за компьютером, веб-серфингу, что уже приобретает характер аддикции. Подростки обоих полов ежедневно проводят часы за просмотром ленты новостей в социальных сетях, заводят там знакомства, подолгу общаются, смотрят видео и читают различные публикации. Для многих из них виртуальная реальность более интересна, чем обычная жизнь.
Также высоки показатели девочек по любовной и пищевой зависимостям. Любовная зависимость у девочек подразумевает, что для них повышенное значение имеют романтические отношения. Они посвящают много времени времяпрепровождению с любимым человеком, постоянно думают о нем, мечтают на любовные темы. Одиночество и расставание представляется им как одно из самых страшных событий в жизни.
Пищевая зависимость у девочек проявляется в виденеумеренного потребления пищи, которая воспринимается как средство снятия стресса, повышения настроения и избавления от скуки. Часто при этом формируется расстройство пищевого поведения (РПП).
У мальчиков высоки показатели зависимости от курения. Именно в подростковом возрасте многие мальчики начинают пробовать сигареты и рассматривают их как легкий и безобидный способ сбросить напряжение, расслабиться, а также стать «своим» в компании других парней.
Далее рассмотрим результаты потесту на интернет-зависимость С.А.Кулакова.
На рисунке 6 показано частотное распределение баллов мальчиков-подростков, на рисунке 7 – девочек-подростков.
Как видно, распределения обоих полов довольно похожи. Однако средний балл по данной методике в группе мальчиков выше – он составил 60,22, тогда как в группе девочек – 55,30. Оба этих показателя интерпретируются как сигнал того, что Интернет оказывает серьезное влияние на жизнь подростков. Например, они нередко обнаруживают, что задержались в сети дольше, чем планировали; забрасывают учебу и домашние обязанности, чтобы провести больше времени в Сети; часто чувствуют, что поглощены Интернетом и предпочитают его реальному общению.
Рисунок 6 – Частотное распределение баллов мальчиков-подростков
Рисунок 7 – Частотное распределение баллов девочек-подростков
Чтобы определить, какие из выявленных различий между мальчиками и девочками подростками статистически значимы, с помощью программыSPSSбыл произведен расчетU-критерия Манна-Уитни по всем шкалам двух методик (см.таблицу 1).
Таблица 1 – Результаты расчетаU-критерия Манна-Уитни
Методика диагностики склонности |
||
Зависимость от алкоголя |
98,500 |
0,026 |
Телевизионная зависимость |
92,500 |
0,309 |
Любовная зависимость |
66,000 |
0,005 |
Игровая зависимость |
106,500 |
0,108 |
Зависимость от межполовых отношений |
88,000 |
0,230 |
Пищевая зависимость |
89,000 |
0,012 |
Религиозная зависимость |
90,000 |
0,080 |
Трудовая зависимость |
157,500 |
0,305 |
Лекарственная зависимость |
109,000 |
0,166 |
Зависимость от компьютера (интернета, соц.сетей) |
62,500 |
0,054 |
Зависимость от курения |
58,500 |
0,002 |
Зависимость от ЗОЖ |
56,000 |
0,017 |
Наркотическая зависимость |
68,000 |
0,063 |
Общая склонность к зависимостям |
83,500 |
0,201 |
Тест на интернет-зависимость, С.А.Кулаков |
||
Интернет-зависимость |
46,500 |
0,058 |
Как видно из таблицы, между подростками разных полов статистически значимы различия, мы выявили следующие статистически значимые гендерные различия: мальчики-подростки больше склонны к алкогольной и табачной аддикции, а девочки – любовной, пищевой зависимости и зависимости от ЗОЖ.
В первую очередь необходимо просвещение подростков по теме зависимостей и побуждение обратиться к школьному психологу в случае обнаружения у себя тревожных признаков. Для этого предлагается проводить лекции с подростками в рамках классных часов и внеурочных занятий, а также распространять в стенах школы листовки просветительского характера.
Психолог проводит коррекционную работу с подростком, имеющим признаки аддиктивного поведения. Проводя психокоррекционную работу с подростками с аддиктивным поведением важно учитывать все особенности работы и конфиденциальности. Также психологу следует находиться в контакте с родителями подростка и проводить психологическое сопровождение семьи.
Важно отметить, что семья играет важнейшую роль в коррекции аддиктивного поведения подростка. Позиция родителей, их грамотное, бережное отношение к ребенку и чертам его личности играют существенную роль в том, будет ли преодолена аддикция. В связи с этим задача психолога – предоставить родителям подростка полную информацию о нем: о его сильных и слабых сторонах, возможностях, перспективах развития и т.д. Желательно объяснить родителям причины нарушений в адаптации ребенка, а также возможные способы коррекции.
Работа с семьей подростка может проводится в виде профилактических программ для родителей подростков, которые могут проходить в виде социально-психологических тренингов, лекций, круглых столов для родителей, дискуссий и т.п [5].
Помимо родителей, важно работать и с педагогами образовательных учреждений, где подросток, страдающий аддикцией, проводит значительную часть своего времени. В качестве методов работы с педагогами психолог может выбрать социально-психологические тренинги, лекции-беседы, дискуссии, ролевые игры и иные психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития педагога и ученика-подростка.
При этом один из главных этических принципов работы психолога – это конфиденциальность, то есть информация, сообщаемая педагогу о подростке, должна носить рекомендательный характер.
Таким образом, социально-психологическая коррекция аддиктивного поведения подростка должна проводиться психологом совместно с родителями и педагогами, согласно плану индивидуального сопровождения, который создают на основе анализа информации о подростке с аддиктивным поведением.