Введение. Цифровые технологии в спорте не только позволяют повысить результативность спортсмена, но и более рационально организовать подготовку высококвалифицированных тренеров и судей. Применение мультимедийно-обучающих технологий с целью повышения эффективности процесса подготовки спортивных судей является перспективным решением развития самбо в Удмуртской Республике. Подобные системы уже существуют в различных видах спорта [1], однако в рассматриваемом виде спорта такие обучающие системы для подготовки судей не используются.
Целью исследования является разработка мультимедийной системы информационного обеспечения для подготовки судей по самбо и проверка ее эффективности.
Материалы и методы исследования.
В ходе исследования был проведен анализ отечественных и зарубежных литературных источников в области физической культуры, спорта по подготовке судей, показавший важность разработки обучающих и контролирующих систем в области подготовки судей по отдельным видам спорта, позволяющих существенно эффективнее решать проблемы с повышением квалификации судей, тренеров и самих спортсменов.
Обучающая система для подготовки судей по самбо составлена в соответствии с правилами вида спорта «САМБО», утвержденными
Министерством спорта Российской Федерации и обеспечивает подготовку судей, выполняющих различные функций в ходе соревнований [2].
В качестве программного обеспечения для реализации представленной системы использовалась платформа WordPress, которая позволяет
создать сайт и управлять информацией на нем [3]. Предложена методика подготовки пользователей к судейству с использованием разработанной системы.
На главной странице представлена общая информация (рис. 1). Структура обучающей программы открывается по ссылке в кнопке «Подробнее» и включает в себя модули правил и модуль теста.
Рис. 1. Главная страница обучающей системы
Модуль правил соревнования включает в себя следующие основные блоки: Характер и способы проведения соревнований; Участники соревнований; Судейская коллегия; Правила судейства; Оборудование мест соревнований; Боевое самбо; Пляжное самбо; Жесты судей; Приложения; Видео разборы. Наполнение блоков расширено за счет применения графических иллюстраций и видеофрагментов.
Подготовлен банк вопросов для контроля уровня знаний судей по самбо, включающий в себя 70 заданий с единственным и множественным выбором. Для проведения тестирования использовались возможности платформы Online Test Pad [4]. Это помогло выявить эффективность разработанной системы на практике.
В эксперименте принимали участие 10 судей РОО «Федерация Самбо Удмуртской Республики», имеющих разный опыт, уровень подготовки и судейские категории. Из них: спортивных судей первой категории – 4 человека; спортивных судей второй категории – 3 человека; юный спортивный судья – 3 человека.
Для определения уровня подготовленности испытуемые проходили тест 2 раза до и после обучения с помощью мультимедийной системы. На испытуемых не оказывалось никого давления со стороны, были исключены какие-либо подсказки. В ходе каждого тестирования предлагалось 15 заданий, время выполнения – 20 минут. Тестовые задания выбирались компьютером случайным образом.
Проведение апробации. В первом тестировании судьи опирались на собственный опыт и знания, которые имели. После этого они прошли обучение в разработанной мультимедийной обучающей системе. В течении недели испытуемые самостоятельно изучали правила, пояснения и видеопримеры. Так же проводилось дистанционное консультирование в ZOOM, с судьей первой категории, имеющим сертификат о возможности судейства на официальных соревнованиях подтвержденный ВФС (Болотский Р.М.). Второе тестирование проводилось после завершения изучения материалов в разработанной обучающей системе.
Результаты исследования и их обсуждение. После двух тестирований знаний судей по самбо Удмуртской Республики, участвующих в эксперименте, были получены результаты, представленные в виде столбчатой диаграммы на рис. 2. Для удобства восприятия результатов представлены процентные значения.
Рис. 2. Диаграмма результатов проверки уровня знаний судей до и после обучения.
Для получения сертификата о возможности судить на официальных соревнованиях требуется набрать 80% правильных ответов. С данным требованием при первом тестировании справились только двое судей. Результаты второго тестирования, оказались намного лучше, порог прошли 6 судей.
В ходе проверки эффективности обучающей системы была определена достоверность различий. Применялся автоматический расчет t-критерия Стьюдента для связанных выборок в сервисе Psychol-ok [5]. Для расчета были использованы результаты первого и второго тестирования. Полученное эмпирическое значение t =7,2 (рис. 3), а значение tгр = 2,26 при 5% уровне значимости (рис. 4). Поскольку tэмп ≥ tгр, из этого следует, что tэмп находится в зоне значимости (рис. 5) и различия считаются достоверными [6].
Рис. 3. Расчет t-критерия Стьюдента
Рис. 4. Критические значения
Рис. 5. Ось значимости
Выводы. Проведенное при использовании разработанной мультимедийной обучающей системы исследование уровня подготовки судей Федерации Самбо Удмуртской Республики показало, что имеет место недостаточный уровень знаний у ряда участников эксперимента. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования теоретических знаний и практических умений судей по самбо в УР. Использование предлагаемой системы способствует повышению квалификации судей и поможет подготовить их к присвоению категории и получению сертификата.