Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF A DIGITAL MULTIMEDIA TRAINING PROGRAM FOR THE TRAINING OF BASKETBALL REFEREES

Latypova D.M. 1 Bobrova P.V. 1 Petrov P.K. 1 Pushkarev A.V. 1
1 Udmurt State University
The purpose of the article is to share experience in developing a digital multimedia training program for training basketball referees. As you know, in recent years, significant attention has been paid to the digital transformation of many areas of human activity. The priority area in this regard is education, including physical education: training future specialists, improving their skills and retraining. In this regard, significant opportunities for increasing the effectiveness of training are digital educational resources, which include digital multimedia training programs, which can significantly improve the quality of training of future specialists. Today there is already some experience in creating and using such materials in the field of physical education and sports. However, information technologies are developing quite quickly, and new tools and platforms are appearing for the development and implementation of such training systems. Of particular interest in this regard are the possibilities of training programs for training sports judges, since the results of competitions often depend on the preparedness of judges and their quality of refereeing in various sports. The article discusses in detail the methodology for developing a digital multimedia training program for training basketball referees in the game 5x5 and 3x3, its structure and functionality. The article may be useful for university teachers, athletes, judges, and coaches.
training program
basketball
sports referee
refereeing

Актуальность. Владение современными информационными технологиями в последние годы превращается в одно из основных компетенций будущих специалистов по всем направлениям подготовки, включая и физическую культуру и спорт. Наличие соответствующего знания и умения применять современные информационные технологии занимает существенное место в требованиях к профессиональной квалификации будущих физических и спортивных специалистов. [1, 2, 3].

Чебан Т. Н. в своей работе указывает: «в сфере физкультурного образования информатизация может быть направлена на достижение таких приоритетных целей, как подготовка будущих специалистов в области физической культуры и спорта для последующей достойной профессиональной деятельности в современных условиях информатизации нашего общества, и использования платформы коммуникационных и информационных технологий с целью повышения уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения» [2 с. 623].

Шутова Т. Н. также напоминает, что «профессиональная подготовка специалиста по физической культуре и спорту складывается из двух взаимообусловленных сторон, одна из которых связана с овладением теоретико-методическими знаниями, вторая – с приобретением необходимых для практической работы педагогических умений и навыков, творческим подходом к возникающим нештатным ситуациям, аналитическому мышлению и современным знаниям в области управления тренировочным процессом» [3 с. 19]. В наше время соревнования имеют огромное значения, но для того чтобы провести соревнования, нужны хорошо обученные судья.

Йосипенко К. А. говорит, что «подготовка спортивных арбитров по баскетболу – это сложная система, которая включает в себя: теоретическую, физическую, психологическую, практическую и другие виды подготовки. Успешность деятельности арбитра в баскетболе зависит, в первую очередь, от знания теории, в основе которых лежат правила и интерпретации, составленные международной федерацией баскетбола (ФИБА), а также умение разбираться в ее сложностях» [1 с. 69]

Определенную помощь в подготовке судей по различным видам спорта могут оказывать разрабатываемые и используемые в учебном процессе цифровые мультимедийные обучающие программы [4]. Разработка цифровой мультимедийной обучающей программы для подготовки судей по баскетболу, которая поможет увеличить количество судей и качество их подготовки, сделать обучение более простым и доступным, является первостепенной задачей.

Цель исследования – создать методику разработки цифровой мультимедийной обучающей программы по подготовке судей по баскетболу.

Основной задачей исследования является: разработать цифровую мультимедийную обучающую программу для подготовки судей по баскетболу 5х5.

Методика создания цифровой мультимедийной обучающей программы.

В основу создания обучающей программы нами выбран веб-сайт, который позволит изучать правила соревнований по баскетболу составленные ФИБА [5], разобраться в нюансах и проверить свои знания.

Для создания сайта нами использованы инструменты и платформа WordPress [6]]. Программа почти не требует настройки, она интуитивно понятна и проста. Функционал платформы огромен и каждый сможет найти, то что ему нужно. Выбирая различные блоки, комбинируя их, настраивая под себя, можно создать уникальный собственный сайт.

Структура обучающей программы

Структура обучающей программы «Обучающая программа для судей по баскетболу» представлена на «главной странице» (рис. 1) и включает в себя модуль обучение и модуль тестирование. На нашем сайте мы разбираем отдельно правила баскетбола 5х5 и 3х3.

Рис. 1 Главная страница обучающей программы

При нажатии кнопки «Пройти обучение» мы переходим на страницу «Обучение правилам баскетболу 5х5 и 3х3»

В разделе баскетбол 5х5 представлены следующее темы (рис. 2):

Рис. 2 Раздел Баскетбол 5х5 и его темы

В разделе баскетбол 3х3 представлены следующее темы (рис. 3):

Рис. 3 Раздел Баскетбол 3х3 и его темы

В нашем сайте мы используем мультимедиа такие, как: изображения и видеоматериалы.

При нажатии кнопки «Пройти тестирование» мы переходим на страницу «Тестирования». На странице вы можете увидеть 2 кнопки – это «Пройдите тестирование по правилам баскетбола 5х5» и «Пройдите тестирование по правилам баскетбола 3х3»

Данный раздел является одним из важного этапа в проверке знаний и освоения правил судейства по баскетболу.

Для оценки знаний правил даются различные вопросы: текстовые задание, где нужно выбрать один или несколько вариантов ответа, задание с использованием графического и видео формата.

Вы можете выбрать какое тестирование вы хотите пройти: по баскетболу 5х5 или по баскетболу 3х3 (рис. 4).

Рис. 4 Раздел тестирования

Выводы

На основе изучения научно-методической литературы и опыта использования цифровых мультимедийных обучающих программ по разным видам спорта нами подготовлена такая программа для обучения и тестирования знаний и умений по такому виду спорта как баскетбол. Подобные программы могут с успехом использоваться в системе подготовки будущих специалистов в процессе подготовки на факультетах и институтах физической культуры, в повышении квалификации тренеров и судей по баскетболу, в проведении судейских семинаров и аттестации судей.