Актуальность
Известно, что рациональное составление расписания влияет на успеваемость, общее состояние здоровья, психо-эмоциональное состояние, качество жизни студентов.
В настоящее время мир активно развивается: современные технологии, экономические изменения, развитие медицинской сферы, социокультурные трансформации и многое другое. Есть современный и популярный термин «тайм-менеджмент», который несет в себе идею распределения времени на необходимые процессы в максимально эффективной последовательности, если проще - объясняет, как использовать время максимально эффективно. Тайм-менеджмент включает в себя оперативное планирование временных ресурсов. Причина популярности, как термина, так и технологии организации времени, в наше время, интуитивно-понятна - динамика. Наш мир и наша жизнь меняются на очень высокой скорости. Чтобы не отставать от этого бесконечного потока информации и вечно-меняющегося социума люди стали широко использовать различные методы оптимизации своего времени.
Правильное и удобное составление расписания для студентов ГрГМУ будет способствовать их заинтересованности в занятиях, успеваемости, эффективности и результативности проведенных занятий по различным дисциплинам.
Цель исследования:
Изучить уровень удовлетворенности расписанием среди студентов ГрГМУ.
Материал и методы исследования:
Исследование проведено методом опроса студентов УО «Гродненский Государственный Медицинский Университет». В опросе участвовало 136 респондентов. Из них: 36.8%- лечебный факультет, 35.3%- медико-диагностический факультет, 18.4%- медико-психологический факультет, 9.6% -педиатрический факультет.
Анкетирование проводилось в сети интернет на платформе Google Forms с использованием специально разработанной анкеты-опросника.
Обработка материала проведена с применением методов вариационной статистики.
Результаты исследования и их обсуждение:
В исследовании приняло участие 136 респондента в возрасте от 17 до 28 лет. Среди них 83,8% - девушки, 16,2% -парни. Возраст исследуемой группы варьирует от 17 до 28 лет. Большинство респондентов-студенты первого курса.
Результаты проведенного исследования можно изложить в следующих тезисах:
1. 64% опрошенных студентов считают оптимальным время начала занятий в промежутке с 9:00 до10:00; 28,7%- с 8:00 до 9:00, 35,3% предпочли бы более позднее начало занятий.
2. Обучающиеся на 1-3 курсах отметили, что занятия заканчиваются слишком поздно, несмотря на то, что начинаются, как правило, в 8:30.
3. 18,5% студентов 4-6 курсов удовлетворены продолжительностью цикловых занятий, 22,2%-началом занятий, 42,6% не удовлетворены ни началом, ни продолжительностью занятий.
4. 52,9% опрошенных не удовлетворены поздним окончанием занятий из-за длинных перерывов (двух-, трехчасовые), которые не позволяют им отдохнуть или заняться другой деятельностью.
5. 64% респондентов находят оптимальным перерыв между занятиями 30-45 минут.
6. 66,9% опрошенных студентов указали на слишком длинную продолжительных отдельных занятий.
7. Относительно лекций, 84,6% опрошенных считают, что проведение очных занятий неактуально из-за того, что лекционный материал опережает/ не успевает за учебной программой или дублирует ее.
8. 85,3% респондентов предпочли бы уменьшить количество лекционных занятий.
9. 61,8% студентам удобна форма лекций, которая предполагает изучение материала в формате УСРС с использованием Moodle в виде презентаций или видео, т. к. считают эту форму более удобной (можно изучить материал и вернуться к нему в любое время).
10. 66,9% студентов устраивает оснащенность учебно-методическим материалом на электронных носителях, однако некоторые отметили недостаточную заполненность ЭУМК на отдельных кафедрах.
11. 60,3% респондентов уверены в том, что практические навыки для будущей профессии формируются в период прохождения практики в медицинских организациях и хотели бы больше практико-ориентированных занятий.
Выводы:
Исходя из результатов проведенного исследования следует, что большинству опрошенных респондентов не устраивает их учебное расписание из-за больших перерывов, позднего окончания занятий и большого количества лекций. Респонденты выразили желание убрать длинные перерывы между занятиями, увеличить количество практических занятий и взаимодействий с пациентами и отказаться от лекций, поскольку они не соответствуют тематике практических занятий. Эти выводы указывают на необходимость пересмотра и оптимизации учебного процесса с учетом пожеланий студентов.