Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

VIOLATION OF ATTACHMENT RELATIONSHIPS IN ADOLESCENTS AS A REFLECTION OF THE DESTRUCTIONS OF THE FAMILY SYSTEM

Babaeva N.G. 1
1 bridge-group
adolescence
family
destruction
family values
upbringing

В настоящей статье мы подробно разберем тему деструктивных проявлений в семьях, что влечет за собой нарушения отношений привязанности у подростков. Подростковый возраст сам по себе сложный период в жизни каждого человека, он является переходным от детского возраста до совершеннолетия. Совершеннолетний человек в 18 лет достигает физиологического и психологического уровня развития взрослого человека, способного создавать семью. Поэтому период детства и подростковый возраст направлен на становление гармонически развитой личности.

В настоящее время много научной психолого-педагогической литературы на тему становления личности ребенка в семье, выстраивание взаимоотношений в семье, но стоит обратить особое внимание о привязанности подростков к своей семье через семейные традиции и уклад жизни, личный пример родителей, насколько они могут создать благоприятную атмосферу для растет и развивается ребенок, формируются его жизненные принципы, мировоззрение и мироощущение.

Деструкция семейной системы и отдаление детей подросткового возраста от своих родителей сложный и важный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Проблема состоит в том, что родителям и детям необходимо находить пути взаимопонимания через общие семейные дела, интересы, развитие, досуг, семейные традиции. В своей работе мы выявим причины деструкции семьи, почему происходит недопонимание и отдаление подростков от своих родителей. Подростки при проявлении личной независимости при этом стремятся получить понимание от родителей, найти их поддержку, помогать им. Нигилистический настрой и максимализм подростков осложняет взаимоотношения со взрослыми, поэтому важно сформировать и сохранить доверительные и дружеские отношения между членами семьи.

Сегодня семья – это старейшее явление в человеческом обществе. Важнейшая функция семьи в современном мире остается прежней - рождение и воспитание приемников, нового поколения, которое следует опыту и традициям старших, стать последователями своего вида, семьи и всей нации. Как отмечает Ю. П. Азаров «Счастливая современная семья - это «достойная почва», на которой растет и развивается подрастающее поколение» [2].

Деструкция в переводе с латинского языка обозначает разрушение, то есть нарушение целостности, отклонение от нормы целостности. С точки зрения психологии в узком понимании этого слова, деструкция может касаться отдельных компонентов поведения личности. На дано от природы мыслить осознанно влиять на свои поступки, контролировать свое поведения, стремиться к самосовершенствованию осуществлять самоконтроль, соблюдать морально-этические принципы общества, быть гуманным и вдумчивым человеком, неравнодушным, отзывчивым, деликатным [28].

Понятие деструктивности и ее причины объяснил Зигмунд Фрейд австрийский психолог, психиатр, невролог, психоаналитик, профессор, доктор медицинских наук. Деструктивное поведение – это поведение, отличное от нормального, оно направлено на саморазрушение и, как следствие, влечет за собой ухудшение качества жизни индивида. Деструктивное поведение характеризуется наличием девиаций, или отклонений, которые подразделяются по следующим критериям: нарушаемая норма, цели и мотивация совершения поступка, полученный результат [7].

В своих трудах по психологии Э. Берн говорит о том, что деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может проявляться как во внешних формах, так и внутренних проявлениях. Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм), преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы. Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера [4].

Исследованиями феномена деструктивности также занимался Э. Фромм, он считал, что деструктивный человек – это человек склонны к агрессии. Агрессия является качеством, разрушающим личность изнутри, не дает ему развиваться и вредит окружающим людям, мешает конструктивно мыслить. Э. Фромм говорит о том, что деструктивный человек бежит от свободы, пытаясь с помощью разрушительного начала преодолеть собственную неполноценность, подвергая физическим или моральным воздействиям более талантливых людей [6].

В психологии деструктивного поведения особое место занимает концепция, разработанная Н. Фарбероу. Он говорит о том, что деструктивная личность не способна критически оценить последствия своих поступков, искаженно и нередко враждебно воспринимает действительность. Самооценка у такого человека нередко сильно завышена, отчего планка собственной значимости мешает правильно выстраивать коммуникации с людьми. Личность мало работает над своим самосовершенствованием из-за завышенной самооценки, но в конечном итоге появляется неудовлетворенность своей действительностью, то есть своей жизнью, что влечет за собой тягу к наркотическим веществам, чтобы снять психологическое напряжение, на фоне чего возникают расстройства психики, суицидальные наклонности [28].

Деструктивные отношения могут возникать между близкими людьми в кругу семьи, где есть отстранение друг от друга, недопонимание, эгоистичные проявления, нежелание помогать друг другу. В семье должны быть одни интересы (больше проводить вместе свободное время: активный отдых на природе, походы выходного дня, совместный просмотр фильмов, чтение книг, семейные праздники и традиции) [7].

Деструктивное мышление – еще один вариант девиации, когда человека постоянно сопровождает глубокое и непреодолимое чувство обиды на весь мир. Позитивный настрой залог успеха и уход от деструктивного мышления. Здоровый образ жизни в целом, регулярные занятия спортом и физической культурой способствуют выработке гормонов радости и человек привыкает позитивно мыслить, даже, находясь в трудной жизненной ситуации, они не теряют бодрость духа. Гуманное отношение к окружающим, принципиальность, но не категоричное отношение к поступкам других людей, например, не стоит делить все только на «черное» и «белое», необходимо разбираться в ситуации, уметь находить компромисс, быть гибким человеком, но иметь свое мнение и грамотно отстаивать свою точку зрения, умение слушать других людей, четко формулировать свои мысли, владеть приемами саморегуляции.

Следовательно, деструктивная семья – это семья, порождающая неадаптивное, ненормальное поведение одного или нескольких ее членов, в которой существуют условия, препятствующие их личностному росту. Понятие деструктивности семьи введено американским семейным психотерапевтом Г. Олсоном. В основу помощи семье он положил понятие системы, имеющей внутреннюю структуру. Важность структурного подхода при решении проблем семьи Г. Олсон характеризовал так: «Члены семьи соотносятся в соответствии с определенным устройством, которое управляет их трансакциями. Эти устройства обычно не формулируются явно или даже не узнаются, однако формируют целое – структуру семьи. Реальность структуры - это реальность другого порядка, по сравнению с реальностью индивидуальных членов» [9].

Анализ структуры семьи - ключ к решению большинства семейных проблем. Состав семьи необходимо исследовать на различных уровнях системы: вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы. При описании структуры семьи необходимо учитывать следующие параметры: сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи. Исследователи различных направлений выработали объединенные дефиниции. Под сплоченностью мы понимаем эмоциональную связь, близость или привязанность членов семьи и самое главное, умение мобилизовать свои силы, сосредоточить свое внимание на определенной цели и как единое целое решать насущные задачи семьи. Девиз настоящей сплоченной семьи: «Один за всех и все за одного». Авторитарный стиль общения в семье совершенно неприемлем. Семья руководствуется принципом, где младшие уважают старших: папа – глава семьи, защитник, основной добытчик и кормилец, мама – хранительница очага, домашнего уюта, ответственная за благоприятный эмоциональный микроклимат в семье, дети помощники и соратники своих родителей, все члены семью уважительно относятся друг к другу с любовью и пониманием. Детей необходимо воспринимать как личности, имеющие свои индивидуальные особенности, потребности, желания, стремления, мечты, какими они будут напрямую зависит от личного примера родителей в семье.

Деструктивная семья отличается изолированностью отдельных ее членов, то есть разобщенностью, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости, что приводит к ее разрушению. Дети в деструктивных семьях растут сами по себе, родители практически не интересуются их внутренним миром, поэтому, достигая подросткового возраста, они заметно отдаляются от родителей, авторитетом для них становится улица, часто они связываются с компанией «друзей», которые склонны к негативным поступкам, пристрастию к употреблению алкогольных напитков. Подростки, формирующие свое мировоззрение в деструктивной семье, отдаляются от своих родителей и переносят негативный опыт построения взаимоотношений в семье уже на свои будущие семьи. Теряется привязанность детей к родителям, они постепенно становятся чужими людьми. С течением лет родители меняются местами с детьми, поэтому как говорится в русской пословице: «Как аукнется, так и откликнется». Если родители из-за своей занятости отмахивались от детей, когда они нуждались в их внимании и участии, то в старости дети также будут радовать родителей лишь редкими звонками и короткими сухими визитами [10].

Дж. Перлман дает достаточно точную оценку того, как роли влияют на поведение членов семьи, и рассматривает семейную структуру как основу для распределения ролей. Роли связаны с той или иной линией поведения, регулируемой долженствованиями и ожиданиями, которые определяют как собственные поступки окружающих его людей. Распределение ролей всегда связано с ценностными ориентирами. На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные, семейные и индивидуальные ценности. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Система ценностей семьи является результатом ее культурной идентификации и объединения систем ценностей ее членов. Они, в свою очередь, характеризуются индивидуальным набором ценностей, определяющихся их жизненным опытом [26].

Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют нарисовать портрет семьи. Разделяют два основных аспекта семейного функционирования: актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением, и поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье [34].

Деструктивная семья представляет собой разобщенную систему с низким уровнем сплоченности, члены семьи крайне эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу, предпочитают проводить свое время раздельно, имеют несвязанные друг с другом интересы. Такая семья имеет жесткие внешние границы, происходит мало обменов между семьей и окружением, в семейной системе наблюдается застой, внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями тоже жесткие, каждая личность демонстрирует независимость и отчужденность от других членов семьи. У детей из таких семей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям, подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками, конфликты с учителями и воспитателями, непризнание детьми ошибок и собственной вины, они трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха. Таким детям трудно найти свое место в жизни из-за неуверенности в себе и низких коммуникативных способностях. Нет положительного опыта построения семейных отношений.

Подросток считает себя взрослым, но еще чувствует зависимость от других людей, так как уровень образования и материальное положение не позволяют ему в полной мере самостоятельно реализоваться. Возникает конфликт и противоречия. В связи с чем, с подростком следует строить отношения на уровне партнерства. Следует прислушиваться к его мнению и выбирать демократический в образовательном процессе, основанный на доверии и адекватной оценке его способностей и поведения.

В подростковом возрасте дети особенно нуждаются в понимание родителей, но в деструктивных семьях они не могут найти взаимопонимания с родителями, так как они мало уделяют им внимания, что влечет за собой нарушение привязанности детей к родителям. Деструкции, то есть нарушения могут быть как явными, так и скрытыми в любом случае они негативно влияют на развитие становление личности подростков. В следствие чего следует искать пути налаживания отношений между родителями и детьми в семья, способы укрепления семьи.

Деструктивные семьи могут носить как явный характер проявления деструкции (разрушения) злоупотребление алкогольными напитками, не выполнение своих родительских обязанностей по отношению к детям. Также деструкция семьи может быть скрытой, а именно, внешне семья выглядит нормальной: родители заботятся о детях, дети ухоженные, посещают кружки и секции, хорошо учатся в школе, но в подростковом возрасте отдаляются от родителей, у них своя компания и свои интересы, родители теряют свой авторитет и положительное родительское влияние на своего ребенка, то есть постепенно взаимоотношения детей и родителей приобретают формальный характер.

Формирование семейных ценностей у детей с раннего детского возраста сплачивает семью, помогает находить взаимопонимание, любить и уважать друг друга. Анализируя сущность понятия семейных ценностей, мы выяснили, что формирование знаний у детей сути создания семьи, уклада жизни семьи, семейных традиций, праздников, совместного досуга помогают им в подростковом возрасте не отдаляться от родителей, приобретать ответственность за благополучие родителей, воспринимать родителей как своих друзей и соратников. Подростку трудно ориентироваться в своих чувствах, так ка они противоречивые в силу физиологических и психологических характеристик данного возрастного периода, мышление подростков практически сформировано, и они готовы понять сложность и хрупкость взаимоотношений между родными людьми. Роднее и дороже родителей никого у человека нет, так как они подарили жизнь, дали нам возможность познать бытие и нарушение отношений привязанности возникает неслучайно, а из-за отсутствия общих интересов и взаимопонимания, чувства ответственности за родного человека. Ценностное отношение к семье представляет собой важнейшее личное нововведение молодежи. Формирование этой ценности является результатом усвоения учащимися соответствующих знаний и идей, развития определенных навыков и умений, семейного развития, личностных качеств.

Формирование отношение у старшеклассников к семье предполагает: признание семьи как ценности, осознание социальной и личной значимости семьи, адекватную самооценку, научные и практические знания о браке, семье, положительный опыт взаимоотношений в родительской семье, ответственность отношение к будущему ребенку.

Функциональное выражение ценностного отношения к семье представляет собой готовность старшеклассника принимать и выполнять родительские функции. Именно ценностное отношение к семье определяется как важнейшее личностное воспитание, которое свидетельствует о формировании представлений о семье и направленности на их реализацию, о состоянии эмоциональной готовности выполнять родительские функции, а также об особом аспекте семейного отношения и его внутренней структуре содержания. Родителям следует помнить, что несмотря на свой нигилизм, большинство подростков стремятся к крепкой семье, они понимают насколько важно достигнуть в семье взаимопонимания, уважения, научиться любить друг друга: «не упрекать, а помогать», «поддерживать во всем», «не указывать на недостатки, а помочь раскрыть свой потенциал, таланты, способности».