Информационная/компьютерная аддикция (Интернет, компьютерные игры) не менее опасна, чем зависимость от алкоголя или наркотиков, так как губительна для неокрепшей психики детей и подростков, влияние разных видов аддикции на психофизиологические параметры развития детей и подростков, приводящее к дисфункции почти всех нейрохимических систем мозга и психофизиологических процессов организма, в том числе ЦНС, замедляют циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация. В сосудах развиваются ранние склеротические изменения, и возрастает риск кровоизлияния в мозг. Разрушает связи между нервными клетками мозга, вырабатывая в них потребность и зависимость. Компьютерная аддикция, приводит к дезактивации определенных нервных связей в мозге, способствующих адаптации к изменениям внешней среды. Следует отметить, что подростковый возраст является важнейшим этапом, оказывающим влияние на последующую жизнь человека, так как проходит свое завершение период созревания и формирования не только организма, но и личности в целом, а также устанавливается отношение к основным ценностям жизни и, прежде всего, к своему собственному здоровью.
Актуальность исследования: Интернет - аддикция — это непреодолимое навязчивое желание выйти в Интернет, не смотря на отсутствие свободного времени и реальной необходимости в подключении к сети Интернет в данный момент, а также невозможность вовремя покинуть его. Данное поведение, относится к нехимической аддикции, которую можно описать следующим образом: человек, которому характерно определённое поведение, становится интернет - аддиктивным в силу негармоничного использования этим ресурсов. Данные социологических опросов свидетельствовали о том, что к основной категории интернет - аддиктивных людей относятся подростки. Итог рассматриваемой нами, накладывает свой негативный отпечаток на все стороны жизни.
Цель исследования: Изучить влияние стилей родительского воспитания на формирование интернет - аддикции у подростков с учётом их личностных характеристик и уровня нарушений психоэмоциональной сферы. Материалы и методы исследования: объектом для исследования были выбраны подростки в возрасте от 15 до 17 лет, обратившихся в Научно-Исследовательский Центр Психотерапии, с наличием диагностических критериев социализированного расстройства поведения и, интернет зависимого поведения. Для исследования психоэмоционального статуса был использован опросник тревожности Спилбергера - Ханина. С целью определения характерологических особенностей личностей подростков. В результате исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме «интернет-зависимость», её причины, сущность; выявлены социально-психологические детерминанты склонности к интернету в подростковом возрасте, рассмотрены возможности диагностики и профилактики интернет-зависимости у подростков, проведено экспериментальное исследование у подростков, разработана программа профилактики у подростков. Проблема исследования зависимого поведения вызвана ростом числа суицидальных попыток среди детей и подростков в результате отрицательного влияния средств массовой информации и виртуального пространства кибернетической сети Интернета, освещающих самоубийства, как пример для подражания и поклонения, провоцирующие кластерные суициды, создающие компьютерные игры суицидального направления и контекста.
Результаты и их обсуждения: на инициальном этапе исследования первоочередным было определение видов семьи и взаимоотношений, в которых воспитывались исследуемые подростки. Анамнестические сведения были собраны также и у родителей и близких родственников. В результате опроса установлено, что между определенными параметрами взаимоотношений и развитием Интернет - аддиктивного поведения у подростков существует прямая корреляционная взаимосвязь. Исследуемые подростки воспитывались в деструктивных и амбивалентных семьях с неправильным стилем семейного руководства, в условиях неблагополучного микроклимата и конфликтогенных ситуаций. Большинство росли в неполной или социально неблагополучной семье. Имели проблемы в общении и установлении новых социальных связей. При сборе анамнестических сведений установлено, что подростки имели отягощенную психопатологическую наследственность по психическим заболеваниям. Значительная часть подростков отличалась асоциальными проступками, как ранняя алкоголизация и эпизодическое употребление психоактивных веществ. В ходе исследования выявлены подростки, воспитывающиеся в амбивалентных семьях с деструктивным характером взаимоотношений, воспитывающиеся одним родителем (случаи социального сиротства и неправильного воспитания по типу «гипоопёки»); семьи, в которых были оба родителя, но один из них был неродной (чаще отчим) и с ним у подростка сложились конфликтные взаимоотношения. Стили родительского воспитания оказывали значительное влияние на формирование интернет-зависимого поведения, являются одним из социально-психологических факторов в патогенезе Интернет-аддикции. Наибольшую роль в развитии компьютерной зависимости играли дисгармоничные семейные взаимоотношения, конфликтные ситуации с родителями и родственниками, утрата возможности к социальному функционированию со сверстниками. Исследование эмоциональных расстройств показало, что их наличие и выраженность связаны с видом игровой деятельности, длительностью игрового стажа и стадией зависимости от ролевых компьютерных игр, виртуального общения в социальных сетях. У некоторых подростков тестирование по шкале выявило клинически выраженную тревогу и депрессию, что свидетельствует о значительных изменениях в психоэмоциональном статусе. В обследованной группе в результате тестирования с помощью опросника Спилбергера - Ханина выявлено наличие тревожных расстройств различной степени выраженности, более чем у половины исследуемых было отмечено наличие проявлений тревоги средней степени выраженности у 10% подростков – констатировалась выраженная тревога. При исследовании личностных особенностей с помощью теста МПДО А.Е. Личко было выявлено, что личностные особенности обследованных подростков не достигали степени психопатии (личностного расстройства), однако во всех случаях можно было отметить акцентуации тех или иных черт характера. Выявлены следующие типы акцентуаций характера: истероидный тип, психастенический тип личности. Наибольший процент выявленной акцентуации характера оказался эмоционально лабильным типом. Длительное нахождение в виртуальной сети подростков приводило к развитию тревожности, депрессивной симптоматике, при попадании неустойчивых и мнительных подростков под влияние кураторов кибернетических игр суицидального контента и к формированию аутодеструктивного поведения, крайней формой проявления которого являются детско-подростковые самоубийства.
Выводы: таким образом, проведённое исследование установило, что стили семейного руководства и семейных взаимоотношений способствуют формированию склонности к развитию интернет - аддикции у подростков с эмоционально лабильными и психастеническими чертами характера, которые воспитываются в дисфункциональных и деструктивных семьях. У подростков с зависимостью от кибернетической среды виртуального пространства регистрируется высокий уровень тревожности и наличие клинически выраженной депрессии, склонность к суицидальным тенденциям и намерениям. Семья является важнейшим фактором на пути формирования интернет -зависимого поведения и раннее выявление дисфункциональных семейных взаимоотношений способствует превенции интернет - аддиктивного поведения у детей и подростков. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практическом здравоохранении для предупреждения развития нехимических аддикций.
К перспективным направлениям исследований в данной области можно обозначить следующие:
1) изучение влияния чрезмерной погруженности в виртуальное пространство на качество
межличностных отношений в ситуациях реального общения;
2) выявление взаимосвязи междуинтернет-зависимостью и субъективным уровнем одиночества;
3) выделение статистически значимых социально-психологических факторов возникновения интернет-зависимости;
4) описание защитных ресурсов, сдерживающих излишнее использование социальных сетей и интернет-ресурсов.
В дальнейшем нашему центру предстоит провести собственное эмпирическое исследование, посвященное изучению взаимосвязи интернет-зависимости с субъективным уровнем одиночеством и особенностями межличностных отношений у молодежи, основанное на теоретических и методологических принципах, описанных в предлагаемом реферате.