Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

AWARENESS OF HIV INFECTION AMONG STUDENTS OF FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

Maskaeva Z.O. 1 Mikhaylova D.Y. 1
1 Far Eastern Federal University
Despite numerous new preventive measures, modern approaches to treatment and reduction of prevalence among the population of the Russian Federation of such diseases as HIV, AIDS they still remain one of the most important for studying, understanding and subsequent solution of problems. Obtaining information about these diseases in a modern person is constantly updated and reorganized, which is also one of the ways to highlight the problem among the general public. However, even when receiving proper information, not all people are aware of all routes of transmission, thus exposing themselves to danger.
awareness
students
prevalence
hiv
aids
modes of transmission

АКТУАЛЬНОСТЬ

Несмотря на ежегодное совершенствование методов борьбы с такими заболеваниями как ВИЧ и СПИД и их последствиями различного характера, некоторые из них всё ещё мало поддаются лечению или не поддаются ему совсем. Именно такие заболевания угрожают здоровью населения и именно на них должны быть сосредоточены основные силы научно-исследовательских и общественных групп, отвечающих за разработку инновационных способов лечения и профилактики ВИЧ и СПИД инфекций , в частности с молодым населением.[1]

Одни из самых распространенных и угрожающих на данный момент времени заболеваний –ВИЧ и СПИД.[2] Связано это прежде всего с фактом передачи данного заболевания, а точнее о не знании всех путей заражения. По данным Роспотребнадзора в России насчитывается чуть больше 1,5 млн людей с ВИЧ. Это больше 1% россиян, поэтому можно сказать, что в России эпидемия ВИЧ-инфекции. Число людей, умерших от связанных со СПИДом болезней в 2022 г., составило 630 000 [480 000–880 000] человек.

Существует несколько причин, почему люди до сих пор заражаются вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ): [5,6]

1. Недостаток доступа к профилактике и лечению: В некоторых регионах мира люди не имеют доступа к необходимой информации о методах предотвращения заражения ВИЧ, а также к средствам тестирования и антиретровирусной терапии.

2. Несоблюдение предосторожностей: Некоторые люди могут не соблюдать меры предосторожности, такие как использование презервативов при половых контактах или обмен иглами при наркотическом употреблении.

3. Страх и стигма: Существует стигма и дискриминация в отношении людей, живущих с ВИЧ, что может препятствовать им в получении тестирования и лечения, а также в открытом обсуждении своего статуса.

4. Недостаток образования и информации: Некоторые люди могут не иметь достаточной информации о ВИЧ и как защитить себя от заражения, что может привести к повышенному риску заражения вирусом.

5. Незащищенные сексуальные контакты: Незащищенные половые контакты остаются основным способом передачи ВИЧ, особенно в странах с высоким уровнем распространения вируса

Для борьбы с распространением ВИЧ важно пропагандировать информирование и образование населения, улучшить доступ к профилактике и лечению, а также бороться со стигмой и дискриминацией в отношении людей с ВИЧ.

ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ

Цель работы – оценить информированность о таких заболеваниях как ВИЧ-инфекция и Синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД) среди студентов Дальневосточного федерального университета.

Проведено анкетирование 155 студентов Дальневосточного федерального университета, большая часть из которых обучается в Политехническом институте и Школе медицины и наук о жизни.

Анкета была составлена на основе аналогичных исследований, проводившихся в Новосибирском государственном медицинском университете (НГМУ), и состояла из вопросов, ориентированных на получение информации о знаниях об этих заболеваниях среди опрошенных студентов. [8,9]

Полученные данные были статистически обработаны и проанализированы.

ХОД РАБОТЫ

Анкетирование проводилось дистанционно среди студентов в возрасте 18-24 лет, обучающихся в ДВФУ, из них 55,2% - девушки и 44,8 – юноши.

Анкетирование состояло из нескольких основных тематических блоков: «Осведомленности», «Путях передачи», «Отношение к имеющим данное заболевание» «Важности профилактических бесед с населением», вопросы, заданные в ходе анкетирования и процентное соотношение полученных ответов представлены в Таблицах 1, 2,3 соответственно:

Таблица 1. «Информированность студентов о базовых знаниях об заболеваниях ВИЧ и СПИД»

Вопрос

«Да»

«Нет»

Догадываюсь/не знаю

Знаете ли вы о таких заболеваниях как ВИЧ-инфекция и СПИД?

88.8%

11,2%

0%

Знаете ли вы, как они передаются?

82,4%

9,8%%

7,8%

Передается ВИЧ, СПИД через бытовой контакт?

3,9%

88,2%

 

7,8%

Можно ли заразиться ВИЧ, СПИД через не защищенный половой акт?

96,1%

2,%

2%

Считаете ли вы нужным проведение профилактических бесед с населением о таких заболеваниях как ВИЧ и СПИД?

88,2%

9,8%

2%

Исходя из ответов на вопрос «Знаете ли вы о таких заболеваниях ?», студенты ДВФУ осведомлены о нынешней ситуации по-разному:

· 82,4% всех опрошенных студентов знакомы с проблемой в полной мере;

· 7,8% в некоторой степени осведомлены о текущей ситуации;

· 9,8% участников не знакомы с проблемой или не интересовались этим вопросом.

Подводя итоги данной таблицы, хочется отметить то, что меньшая часть студентов имеет не правильные знания об данных заболеваниях, что может повлечь за собой серьезные последствия в будущем.

Таблица 2. «Как вы относитесь к людям имеющих ВИЧ-инфекцию или СПИД?»

Вопрос

Положительно/да

Нейтрально/не знаю

Негативно/нет

Как вы относитесь к людям имеющих ВИЧ или СПИД?

20,5%

60,2%

19,3%

Начали бы вы дружить с человеком имеющим ВИЧ или СПИД?

55%

5%

40%

Отношение к людям имеющих одно из данных заболеваний у студентов в основном нейтральное (60,2%), 19,3% участников относятся к заболевшим резко негативно, а оставшиеся 20,5% - положительно.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что большая часть студентов относится к ВИЧ-инфицированным нейтрально, без стигматизации и дискриминации. Однако была выявлена небольшая группа студентов, которые относятся к ВИЧ-положительным людям негативно и даже не проявляют желания дружить с ними. Эти негативные установки могут быть связаны с недостаточным пониманием болезни, страхом или предвзятыми взглядами.

Таблица 3. «Как не передается ВИЧ-инфекция и СПИД?»

Вопрос

Передается

Не передается

Через кровь передается?

94,6%

5,4%

Через поцелуй передается/не передается?

23,5%

76,5%

Через пользование общими посудными приборами передается/не передается?

13,7%%

86,3%%

Через не защищенный половой акт передается/не передается?

96,1%

3,9%

Воздушно-капельным путем передается/не передается?

2%

98%

В ходе опроса были получены результаты об информированности о путях передачи ВИЧ и СПИД.

По результатам проведенного исследования было установлено, что большая часть студентов обладает знаниями о путях передачи ВИЧ, в то время как меньшая часть не обладает достаточной информацией на этот счет. Это указывает на то, что осведомленность студентов о механизмах передачи ВИЧ неоднородна и существует потребность в проведении дополнительных образовательных мероприятий. Различия в уровне знаний могут отразиться на поведении студентов в отношении профилактики и рисков передачи инфекции. Поэтому важно продолжать информационные беседы и обучающие мероприятия для повышения осведомленности о ВИЧ-инфекции и снижения риска заражения.

Таблица 4. «Необходимость проведения профилактических бесед» (результаты третьего блока анкетирования).

Вопрос

«Да»

«Нет»

Считаете ли вы нужным проведение профилактических бесед с населением о таких заболеваниях как ВИЧ, СПИД?

94,4 %

5,6%

Пришли бы вы на такую беседу?

88%

12%

В процессе анкетирования участники сделали вывод о необходимости профилактических бесед с целью предупреждения ВИЧ, СПИД:

· «Да» - 94,4%

· «Нет» - 5,6%

После проведения опроса среди студентов было выявлено, что большая часть из них проявляет интерес и желание посещать беседы о ВИЧ/СПИДе. Это говорит о том, что студенты осознают важность информированности о данной проблеме и стремятся расширить свои знания в этой области. Участие в беседах может помочь им лучше понять причины, методы передачи и меры профилактики ВИЧ-инфекции, а также снять стигму и предвзятость, связанные с этой темой. Таким образом, проведение бесед о ВИЧ/СПИДе среди студентов является эффективным способом повышения их осведомленности и поддержки в борьбе с распространением этого важного заболевания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования можно сделать вывод, что 88% студентов участвовавших в опросе имеют представление о ВИЧ/СПИДе, в то время как остальные 22% не обладают достаточными знаниями на эту тему. Это говорит о том, что большинство студентов осведомлены о данном заболевании, что может свидетельствовать о успешности информационных бесед или образовательных программ по ВИЧ/СПИДу. В то же время, оставшиеся 22% нуждаются в более детальном просвещении о вирусе и мерах профилактики. Продолжение информационной работы и обучающих мероприятий желательно для того, чтобы улучшить уровень знаний о ВИЧ/СПИДе среди данной группы студентов.

Данные опроса были сравнены с аналогичными исследованиями, проводившимися в НГМУ. По сравнению с этим ВУЗом, ДВФУ занимает второе место по уровню осведомленности. Уровень знаний в НГМУ составил 90%.

Можно предположить, что респонденты обладают таким достойным уровнем знаний ввиду проведения профилактических мероприятий, связанных с проблемой ВИЧ-инфекции. Каждый год в ДВФУ проводится Акция «СТОП ВИЧ», в ходе которой любой желающий может сделать анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ, а так же работают интерактивные станции, на которых студенты могут оценить свой уровень знаний о ВИЧ.

Поэтому, профилактические беседы о ВИЧ/СПИДе могут способствовать формированию здорового поведения, сознательных решений и ответственного отношения к своему здоровью. Таким образом, проведение таких мероприятий поможет снизить заболеваемость и распространение ВИЧ/СПИДа среди студенческой аудитории.