Развитие профессиональной компетентности занимает важное место в образовательном процессе. В Российской Федерации социальная политика в области образования основывается на принципах равенства доступа к образованию, качественного образования, создания условий для развития профессиональных компетенций для всех граждан, а также поддержки и развития образовательных учреждений. Среди них выделяются как многопрофильные колледжи, так и колледжи, которые ориентированы на определенную профессиональную программу подготовки (архитектурные, педагогические, строительные, медицинские и т.д.).
На настоящий момент, молодежь активно выбирает колледж и привлекательные для себя профессии. В связи с этим к концу 2023 года в России насчитывается свыше 3,5 тыс. колледжей, в которых обучаются более 3,7 млн студентов почти по 500 профессиям и специальностям [2]. Это означает, что колледжи пользуются популярностью и требуют соответствующего уровня образовательного процесса, особенно в подготовке молодых специалистов.
Основной стратегической задачей средних специальных учреждений является подготовка в современных условиях высоко квалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов, личностно развитых и готовых к постоянному профессиональному саморазвитию.
Профессиональная компетентность включает в себя знания, умения, навыки в разных областях, которые необходимы для работы. Развитие профессиональных компетенций способствует личностному развитию студентов. Это повышает их уверенность в себе, устойчивость и целеустремленность, позволяя им решать проблемы с позитивным и активным отношением.
Теоретический анализ отражает различную интерпретацию определения профессиональной компетентности. Ученые подтверждают значимость ее развития среди студенческой молодежи.
А.В. Хуторский понимает компетенцию как совокупность качеств личности (знания, умения, способы деятельности) которые задаются определенным кругом предметов и процессов [6]. Во ФГОС СПО третьего поколения представлено такое определение профессиональной компетенции – «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач», именно такая трактовка взята в нашем исследовании за основу, однако нами рассмотрены и другие вариации этого понятия.
В своих исследованиях В.И. Байденко в свою очередь определяет профессиональную компетенцию, как: «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности» [1].
Значимым условием успешности в развитии профессиональных компетенций студентов является их включение в общественно значимую деятельность. Одним из видов такой деятельности является волонтерское движение, которое первостепенно нацелено на формирование и развитие социальной активности студентов. В связи с этим можно обосновать значимость данного процесса в образовательной среде.
Рассохина И. Ю., Аршинова Е.В., Билан М. А. рассмотрели волонтерскую деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза [3].
В своем научном труде Чагин А. говорит о том, что волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия [7].
В Федеральном законе «О добровольчестве (волонтерстве)» волонтерство рассматривается как совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера) [5].
Волонтерская деятельность приобретает особую актуальность в социальной и образовательной сфере, предполагающая активное включение широких слоев общества. Волонтерская деятельность занимает важное место в различных аспектах, в том числе и в развитии профессиональной компетентности.
Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной, и в социальной деятельности лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п.
Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.
Таким образом, можно говорить о том, что волонтерская деятельность является важным процессом, который позволяет развивать важные качества личности студента, которые окажут влияние и на дальнейшее профессиональное самоопределение. Развитие профессиональной компетентности является важным процессом, который требует новых подходов и средств. Волонтерская деятельность может оказать существенное влияние на решение данной задачи.