Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PATRICK SUSKIND'S NOVEL "THE PERFUMER. THE STORY OF A MURDERER" AS THE EMBODIMENT OF THE NIETZSCHEAN IDEA OF A SUPERMAN

Krichevtsova A.V. 1
1 State Humanitarian University of Technology
P.Suskind's novel "The Perfumer. The story of a murderer" attracts many modern researchers of literature, both foreign and domestic. The purpose of this article is to highlight the problem of the influence of F.'s ideas.Nietzsche's view of postmodern German literature, in general, and the artistic consciousness of Patrick Suskind, as well as the originality of his novel "The Perfumer. The story of a murderer," in particular. It is in this work that P. Suskind's perception and interpretation of the philosophical ideas of the German philosopher are vividly and convincingly presented. The scientific novelty of the study is related to the analysis of the "roll calls" in the novel "The Perfumer. The Story of a Murderer" of various cultural, socio-cultural, historical and psychological elements of the heritage of European culture in general and literature in particular. To work on the article, the author studied the available scientific literature concerning the stated problem, in particular, textbooks and manuals, articles published in scientific journals, conference materials. As a result of the conducted research, the author comes to the conclusion that in his novel P. Suskind revealed the problem of the existence of a strong, exceptional personality in the world of people, in a degrading society, a society that is not ready for the appearance of a superman.
nietzsche's ideas
patrick suskind
superman
superpersonal
dionysian principle
individualism

Введение

Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» (1985) стал одним из знаковых романов постмодернистской немецкой литературы. Многочисленные научные исследования, посвященные этому произведению, позволяют нам говорить о сочетании в нем культурных, социокультурных, исторических и психологических элементов наследия европейской культуры и литературы.

Материалы и методы исследования

Современных исследователей романа привлекают такие аспекты, как жанровая игра [10], типология героя [11], проблема экзистенциальности героя [15], библейский подтекст [13], «гофмановский комплекс» [9], образ смерти [14], исторический аспект [16], роли коллективной и культурной памяти в формировании внутреннего образа своего «я» как отражения восприятия другого, духа, у гениальной личности [3], некоторые другие. Конечно же, не обходят исследователи и концепцию исключительного [12]. Кроме того, текст романа П.Зюскинда может рассматриваться и в рамках проблемы литературной кинематографичности, та как кинематографичность художественного текста можно рассматривать как «моделирование динамической ситуации наблюдения посредством комплекса приемов, используемых в кинематографическом искусстве, в том числе композиционных, визуальных и акустических, позволяющих читателю во всей полноте представить картину, описываемую автором художественного произведения, способствующих вовлечению читателя в конкретный кадр, эпизод, сцену». [1, с. 117-118].

Результаты исследования и их обсуждение

В своем романе Патрик Зюскинд рассказывает историю жизни Жана-Батиста Гренуя, который обладал уникальным даром: он воспринимал мир через обоняние. Гренуй – уникальный тип личности, описанный в литературе. Жан-Батист воспринимает окружающий мир через запахи, именно поэтому ему сложно оперировать абстрактными понятиями, такими как любовь, красота, вера, долг, мораль и так далее. В юношеском возрасте его выделяло умение предсказывать приход разных людей. Для окружающих Гренуя людей это было чем-то сверхъестественным, потому что они не обладали таким же чутким носом, как у Жана-Батиста. Тем не менее сверстники боялись его и не подходили к нему. Этот почти животный страх дети объяснить не могли и в приюте мадам Гайар даже пытались убить Гренуя. Первой, кто обратил внимание на отсутствие запаха у Жана, стала кормилица Жанна Бюсси, которая возвращает мальчика приходу монастыря Сен-Мерри по причине того, что он слишком много ест и не издаёт аромата, которым, по мнению кормилицы, пахнут все дети. Таким образом, Жана-Батиста можно назвать героем отшельником, который находится в обществе, но люди стараются его избегать. Можно сказать, что уникальный дар распознавания любых запахов возвышает Гренуя над обществом, но это же общество отвергает его, потому что он вызывает у них страх на уровне эмоций, и он не пахнет человеческим телом. То есть автор показывает, что каждый человек воспринимает другого человека на двух уровнях развития человека: на биологическом – восприятие человек по его запаху и на социальном через коммуникацию с ним и при взаимодействии с ним. Гренуй больше похож на животного, чем на человека. Он использует органы чувств, особенно обоняние, для жизни, но очень редко вступает в коммуникацию с другими людьми, в романе у него меньше всего реплик и вызваны они эмоциональным напряжением Жана или необходимостью вступления в коммуникацию.

Учение Ницше о сверхчеловеке получило широкое распространение в конце XIX веке и существенно определило философию следующего, XX столетия.

Крупные писатели ХХ века обращались к этим идеям, пытаясь опровергнуть или подтвердить их в своих произведениях. В них герои, которые сопоставляются с сверхчеловеком, как правило, или делают себя сами или происходит событие, которые выделяет их. Роман «Парфюмер» показывает проблему существования сильной, исключительной личности в мире людей, в деградирующем обществе. Другими словами, автор рисует жизнь сверхчеловека в действительности, в обществе, которое было не готово к его появлению. Жан-Батист Гренуй – сильная личность, с одной стороны, предстаёт как типичный для европейской литературы герой-отшельник, герой-одиночка.

В книге Ницше «Так говорил Заратустра» сверхчеловек представлен как мечта об идеальном человеке, которая осуществилась, как интеллектуальный гений, чей интеллект ущемлен физической слабостью [5].

В ницшеанском варианте счастья может достичь лишь сильный и волевой сверхчеловек, осознавший красоту и ценность жизни во всех её проявлениях и ощущающий радость бытия в каждое мгновение жизни. Индивидуализм, намеренная отстраненность от «базара житейской суеты», от общества, от конформной толпы являются отличительными особенностями сверхчеловека.

С точки зрения психологии сверхчеловек обладает чертами личности, которая достигла душевного равновесия, он уверен в себе и ощущает себя полноценным субъектом бытия. По Ницше, сверхчеловек – уникальная, сильная личность, обладающая огромной волей и способной противостоять мировой воле и разрушительному началу. Герой Ницше возвышается над толпой, которая ограничена правилами морали и религии.

Патрик Зюскинд изображает Гренуя как личность, наделенной сверхчеловеческими качествами: физической силой и выносливостью, волей и природным даром.

Гренуй – человек, который выжил в нечеловеческих условиях и вопреки обстоятельствам. Он не умер при родах и громко возвестил рыночную площадь о своём приходе в этот мир; при попытках задушить младенца подопечными мадам Гайар и в дубильной мастерской. «На протяжении своего детства он пережил корь, дизентерию, ветряную оспу, холеру, падание в колодец шестиметровой глубины и ожоги от кипятка, которым ошпарил себе грудь. Хоть у него и остались от этого шрамы, и оспины, и струпья, и слегка изуродованная нога, из-за которой он прихрамывал, - он жил» [2, с. 27].

Несмотря на худобу и шрамы от болезней, хромоту Жан-Батист физически сильный и выносливый человек. Про него можно сказать, что до встречи с Бальдини он скорее выживает, чем живет. Автор несколько раз сравнивает своего героя с клещом, «который сидит на дереве и живет крошечной каплей крови, раздобытой несколько лет назад» [2, с. 27]. Для окружающих Гренуй – работник, который хорошо выполняет любую работу, даже самую сложную. Цена его работы повышается только после того, как Жан-Батист выздоравливает после серьезных для того времени болезней. Грималь (мастер дубильной мастерской, где работал Гренуй) после выздоровления Гренуя улучшает условия его жизни и разрешает прогулки по городу, а Бальдини отпускает своего ученика в Грас – изучать парфюмерное искусство. Жан-Батист выживает, чтобы получить свободу.

В прогулках по Парижу герой собирает коллекцию запахов и ароматов: «… в кладовых замка стояли высокие, до самого потолка, стеллажи, и на них располагались все запахи, собранные Гренуем за его жизнь, несколько миллионов запахов. И в подвалах замка хранились бочки лучших благовоний его жизни. Когда они настаивались до готовности, их разливали по бутылкам и километрами укладывали в прохладных влажных проходах, в соответствии с годом и местом производства, и было их столько, что не хватило бы жизни, чтобы отведать каждую бутылку» [2, с. 161].

В одну из таких прогулок Гренуй убивает девушку ради её аромата, он хотел им обладать, но по незнанию парфюмерных основ лишается его навсегда. Теперь аромат девушки с улицы Марэ хранится только в запасниках Жан-Батиста. Таким образом, Гренуй находит дело, которому он хочет посвятить жизнь, и цель – повторить аромат этой девушки.

По Ницше сверхчеловек не нуждается в учителях, чтобы постичь мир. Он самостоятелен. Гренуй встречает людей, которые обучают его ремеслу и технологиям для ремесла, но многие вещи Гренуй постигал сам, особенно жадно он изучал ароматы. Например, несколько раз повторял название ранее не известного ему масла стиракса в мастерской Бальдини.

Если по Ницше сверхчеловек – созидатель и мессия, исполняющий функцию опровержения ложных ценностей, на которых построена жизнь человека, то Гренуя можно назвать сверхчеловеком. Жан-Батист свободен от общественных идеалов, он создает свои, точнее ставит цели. Гренуй в пещере, в одиночестве, находит себя, принимает новые знания о себе (уникальный нос, который чувствует самые тонкие ароматы, и отсутствие индивидуального аромата) и возвращается в социум, как это делал Заратустра. Только в отличие от Заратустры Гренуй не рассказывает, а использует свою природную аномалию как фон для дальнейших ароматических экспериментов. Выход из пещеры, возвращение к людям объединяет этих персонажей. Для каждого из них этот выход стал началом нового пути.

Нигилизм в отношении к общепринятым ценностям ставит героя в оппозицию по отношению к окружающему миру. Гренуй имеет низкое социальное положение в обществе: сирота, подмастерье. Он привык пресмыкаться и преклоняться перед людьми, имеющими более высокий социальный статус. Только в пещере Гренуй представляет себя Великим Гренуем, которого любят и повинуются ему.

Уникальный дар распознавать самые тонкие ароматы и запахи делают Жан-Батиста «избранным». Автор показывает четкое разделение всех героев книги на «толпу» и «избранного», что также находило отражение в работах Ницше.

Радость и упоение жизнью являются доминирующими качествами сверхчеловека. Для Гренуя особую радость составляют ароматы. Аромат девушки с улицы Марэ на долгие годы стал для него идеалом, но именно этот аромат и заставил героя выйти из добровольного заточения. Гренуй возвращается к людям за новыми радостями. Одной из таких становится запах девушки из сада. Именно аромат дочери консула Риши на некоторое время стал для Гренуя целью жизни, ради него он учился новым для себя парфюмерным техникам и оттачивал их.

Образ Гренуя передает несоответствие внешнего и внутреннего, духовного и физического. Внутренний мир Жана-Батиста богаче и красочнее, чем внешний. «Он даже умел в своем воображении по-новому сочетать их и таким образом создавал в себе такие запахи, которых вообще не существовало в действительности» [2, с. 35].

В романе нет четкой любовной линии, но в жизни Жана-Батиста появляется женщина, точнее аромат, который на некоторое время подчиняет парфюмера своим чарам. В первый день своего пребывания в Грасе Гренуй слышит аромат молодой девушки, дочери второго консула города, Лауры Риши. Желание присвоить аромат Лауры на некоторое время даёт Жану цель и радость жизни. «…аромат девушки за стеной он хотел присвоить по-настоящему: снять с неё, как кожу, и сделать своим собственным» [2, с. 213]. Для достижения своей цели Гренуй учится парфюмерному искусству и с помощью холодного анфлеража учится «добывать» запахи у живых существ.

Одним из отличительных признаков сверхчеловека является его одиночество. Стоит согласиться с утверждением, что «Фанатичная увлеченность идеей, делает Гренуя «подлинно» свободным гением с освобожденным желанием. И это действительно так – общепринятая мораль, законы и все обыденно повседневное в человеческом смысле ему чуждо» [8, с. 23].

На протяжении романа Гренуй не заводил друзей, имел мало знакомых и не встретил человека, наделённого таким же чутким носом. Жан-Батист встречал ремесленников, которые хорошо владели технологиями извлечения ароматов, но не могли чувствовать самые тонкие из них. Своё одиночество Гренуй по-настоящему чувствует только после убийства Лауры, его цель достигнута – он обладатель самого прекрасного аромата. Поэтому он легко сдается и не участвует в допросах. Сцена казни показывает весь масштаб одиночества Жана-Батиста, он знает, что духи на основе двадцати пяти убитых девушек могут подчинить людей воле их обладателя. Гренуй ждал ненависти от людей и расправы над ним, потому что он знал, что горожане его ненавидели, но вместо этого они испытывают противоположную эмоцию, городская площадь превращается в место массовой оргии. Наутро Гренуй покидает город и отправляется в своё последнее путешествие.

Герой приходит на то место, где когда-то родился, на Кладбище Невинных в Париже. Жан-Батист понимает, что общество не сможет принять его без «ароматного костюма» и что ему придется постоянно прятать себя. Природный дар и аномалия сделали его изгоем, поэтому становится логичным тот факт, что он дождался темноты, когда на кладбище «…начал стекаться всевозможный сброд: воры, убийцы, бандиты, проститутки, дезертиры, малолетние преступники» [2, с. 311]. Гренуй пришел изгоем к изгоям общества.

В «Рождении трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм» Ф.Ницше указывает на то, что в мире существует два начала: дионисийское и апполоновское, на основе их синтеза строится мир. Ницшеанскому сверхчеловеку присущи черты дионисийской личности. Дионисизм понимается Ницше как иррациональное, чувственное, экстатическое начало [4, с. 47]. Эти же черты присущи и Жану-Батисту Греную, наиболее ярко его дионисийское начало проявляется в финале романа, в сцене смерти героя.

Гренуй повторяет своей смертью версию гибели Диониса в драме Эсхила «Сизиф-беглец» [6]. В пьесе бог был растерзан на части титанами, которые поглотили сердце Диониса. Гренуй был растерзан на части и съеден «через полчаса Жан-Батист Гренуй до последней косточки исчез с лица земли». Совершенно справедливо, что роман «Парфюмер. История одного убийцы» может и должен переосмысливаться, как это происходит с другими произведениями мировой литературы с элементами «предвосхищенных тем, мотивов, принципов художественного изображения, получивших своеобразное развитие в литературе ХХ века» [7, с. 54], однако данный вопрос находится вне рамок настоящей статьи.

Дионисийское связано с чем-то магическим, тем, что трудно описать, это одновременно и манит, и пугает. С помощью созданных духов Гренуй открывает потаённые части души людей, которые скрыты от всех общепринятыми нормами морали и конформизмом. Постичь то, что находится за рамками общепринятых добра и зла может только Сверхчеловек, которого ещё нет на земле и который не боится бед и препятствий, он становится сильным в своём одиночестве как Заратустра. Все это показывает его красоту сверхчеловека.

Выводы

Таким образом, справедливо говорить о том, что история, описанная в романе «Парфюмер», показывает гибель человека и рождение сверхчеловека. Перед читателем предстает герой одержимый жаждой власти, обладание самым прекрасным ароматом показывает другую сторону запахов, а именно, подавление воли толпы. Гренуй с помощью аромата подавляет волю людей, которые доставили ему столько страха, боли и унижения, в свою очередь эта же толпа еще некоторое время будет испытывать чувство стыда и бояться смотреть в глаза друг друга.