Улучшение качества оборонной продукции является одним из приоритетных направлений развития отечественной промышленности. В частности, от качества продукции, производимой предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), зависит безопасность страны. Совершенствование оборонной и гражданской продукции, а также повышение уровня конкурентоспособности предприятий возможно при условии формирования на предприятиях результативной системы менеджмента качества (СМК) [1, 2]. Реализация процессного управления на предприятиях ОПК является обязательным условием формирования СМК, сертифицированной по современным стандартам [3]. Одним из инструментов улучшения функционирования систем менеджмента является их интеграция. Интегрированная система менеджмента (ИСМ) относится к общим требованиям системы управления (ISO 9001, ISO 14001, ISO 26000, ISO 45001 и т.п.), функционирующая в целом. Наиболее распространенными составляющими ИСМ организации являются СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2015, система экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001-2016, система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда ГОСТ Р ИСО 45001-2020, а также другие системы менеджмента. ИСМ позволяет устранить противоречия и дублирование в общей системе управления предприятием. Многие российские промышленные предприятия сертифицированы на соответствие стандарту ГОСТ РВ 0015-002-2020 и имеют свой опыт в моделировании и регламентации процессов СМК. ГОСТ РВ 0015-002-2020 – это государственный военный стандарт РФ, устанавливающий требования к СМК организаций, осуществляющих исследования, разработку, производство, поставку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию военной продукции. Для министерства обороны сертификат о наличии СМК, соответствующей требованиям данного стандарта, служит гарантией, что предприятие выполнит государственный заказ качественно и в установленный срок. Сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2020 – обязательное требование для лицензирования в области работы с вооружением и военной техникой при исполнении заданий государственного оборонного заказа. К числу организаций, кому необходима сертификация СМК по военному стандарту ГОСТ РВ 0015-002-2020, можно отнести:
– организации, которые осуществляют производство продукции согласно госзаказу, и предприятия, сотрудничающие с ними;
– организации, которые разрабатывают или изготавливают продукцию двойного назначения;
– организации, которые импортируют оборонную продукцию на территорию РФ;
– организации, участвующие в тендерах, связанных с поставкой продукции для Вооруженных сил РФ.
К преимуществам внедрения СМК ГОСТ РВ 0015-002-2020 можно отнести:
– возможность заключения государственных контрактов на поставку продукции в интересах министерства обороны РФ;
– возможность участия в различных тендерах, выставках и отраслевых конференциях;
– повышение конкурентоспособности, престижа и доверия к предприятию;
– повышение инвестиционной привлекательности;
– получение объективной оценки степени соответствия СМК требованиям международных и российских стандартов.
При разработке ИСМ на предприятиях ОПК СМК согласно ГОСТ РВ 0015-002-2020 является базовой (рисунок 1).
Рисунок 1 – Схема формирования ИСМ на предприятиях ОПК
В приведенной схеме, дополнительными системами менеджмента являются система экологического менеджмента и система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. В целом, смысл создания ИСМ на предприятиях ОПК состоит в обеспечении целенаправленной деятельности и непротиворечивости принимаемых решений и установленных целей для отдельных систем менеджмента, а также избежание дублирования действий, ответственности, регистрации данных и др., улучшение обмена информацией между сотрудниками, подразделениями и с заинтересованными сторонами, включая контрагентов. Создание и функционирование ИСМ, а также успешная реализация проекта по ее созданию на предприятиях ОПК, в качестве базиса рассматривает приверженность следующим девяти принципам: баланс интересов заинтересованных сторон; лидерство руководства; вовлеченность персонала; соответствие законодательным и другим требованиям; подход, основанный на управлении рисками; процессный подход; системный подход; принятие решений, основанное на фактах; постоянное улучшение. Порядок создания ИСМ может быть таким же, как и при создании СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9001 (таблица 1). Каждый из этапов для организации несёт определенный риск, характеризуемый набором факторов, которые могут являться барьером между организацией и достижением поставленных целей.
Таблица 1 – Основные этапы создания ИСМ на предприятиях ОПК
Этап |
Цель |
Организовать работу по разработке ИСМ на предприятии ОПК, провести диагностический аудит |
Создать организационные предпосылки для разработки и внедрения ИСМ |
Управлять рисками при разработке и внедрению ИСМ на предприятии ОПК |
Идентифицировать риски, создать реестр рисков, подготовить мероприятия по их минимизации |
Проектировать и документировать ИСМ на предприятии ОПК |
Создать организационную структуру и организационно-нормативную базу ИСМ |
Внедрить и оценить результативность ИСМ на предприятии ОПК |
Обеспечить функционирование ИСМ в соответствии с установленными требованиями. Анализ результатов аудита, определить проблемы и несоответствия, разработать корректирующие и предупреждающие действия |
Сертификация ИСМ на предприятии ОПК |
Обеспечить готовность организации к проведению сертификации. Провести сертификацию. |
Рассмотрим подробнее некоторые этапы внедрения ИСМ на предприятиях ОПК.
Этап 1 «Организовать работу по разработке ИСМ на предприятии ОПК, провести диагностический аудит». Высшее руководство организации принимает решение о разработке ИСМ в деятельности предприятия ОПК, издав приказ «О внедрении ИСМ». Основное место на этом этапе отводится формированию рабочей группы управления проектом по внедрению ИСМ. Процесс принятия решений и уровень полномочий лиц, их принимающих, также должен быть определен внутренними нормативными документами, для избегания конфликта интересов. Для результативного и эффективного внедрения ИСМ должна быть проведена обязательная работа по обучению сотрудников рабочей группы в области ИСМ, в том числе для дальнейшего проведения внутренних аудитов ИСМ. Необходимо составить график обучения персонала. В целях анализа общей картины состояния систем менеджмента и предстоящего объема работ должен быть проведён диагностический аудит подразделений. Цель аудита исключительно позитивна: понять уровень функционирования системы менеджмента и дать рекомендации по их улучшению. Аудит не ставит перед собой цель указать сотрудникам на их профессиональные недоработки. Наоборот, аудит позволяет поднять значимость системы менеджмента на предприятии ОПК и доказать ценность труда специалистов, а результаты аудита позволяют увереннее требовать ресурсы для улучшений. При этом высшее руководство должно проявлять лидерство в отношении ИСМ. Диагностический аудит проводится для первоначальной оценки систем менеджмента организации с целью дальнейшего планирования и реализации проекта по внедрению ИСМ на предприятии ОПК в соответствии с моделью интеграции. После проведения аудита необходимо сформировать отчет о выявленных несоответствиях при диагностическом аудите. Для успешного процесса интеграции необходимо провести корректирующие мероприятия для устранения выявленных несоответствий. После проведения диагностического аудита и плана корректирующих мероприятий на совещании рабочей группы и руководства выбирается модель интеграции, которая может быть сформирована на основе ГОСТ Р 53893-2010.
Этап 2 «Управлять рисками при разработке и внедрению ИСМ на предприятии ОПК». Управление рисками при внедрении ИСМ на предприятии ОПК является неотъемлемой частью управленческих процессов, а именно, процессов планирования, управления эффективностью производственной деятельности и общего управления. Цель управления рисками – осуществление предупреждающих действий в отношении рисковых ситуаций, которые могут негативно сказаться на реализации целей и задач, политики и целей организации. Основными задачами процесса управления рисками являются: обмен информацией и консультирование по вопросам анализ рисков при внедрении ИСМ; определение области применения среды и критериев по внедрению ИСМ; идентификация риска при внедрении ИСМ; анализ риска при внедрении ИСМ; сравнительная оценка риска при внедрении ИСМ; обработка риска при внедрении ИСМ; мониторинг и пересмотр рисков при внедрении ИСМ. При внедрении процессной модели ИСМ существует вероятность возникновения рисков, заложенных на стадиях проекта (таблица 2).
Таблица 2 – Риски, заложенные на стадиях проекта по внедрению ИСМ на предприятиях ОПК
Наименование |
Описание рисков |
Постановочные риски |
Ошибки при планировании сроков и обеспечения проекта |
При выборе необходимой функциональности ИСМ |
|
При подборе участников проектной команды и консультативной поддержки |
|
«Сквозные» риски |
Политические риски |
Зависимость от консультативной поддержки проекта |
|
Технологические риски |
Дезориентация заинтересованных сторон |
Значительная трудоемкость интеграции существующих систем |
|
Организационные риски |
Недостаточное участие высшего руководства в проекте |
Неготовность предприятия и персонала к внедрению ИСМ |
|
Проблемы внутренних коммуникаций |
Выявление рисков при внедрении ИСМ позволит предприятиям ОПК в кратчайшие сроки установить несоответствия в документации, действиях со стороны сотрудников или внешних организаций, позволяя своевременно отреагировать на возникшую ситуацию и предотвратить развитие худшего сценария для предприятия ОПК.
Этап 3 «Проектировать и документировать ИСМ на предприятии ОПК». Изначально необходимо разработать систему конкретных мероприятий и действий, совокупное описание которых представляет собой Программу разработки ИСМ. В Программе должны быть учтены риски в области качества, экологии и охраны труда. Программа формируется на основании отчета диагностического аудита. Рабочая группа принимается за детальный анализ имеющейся документации, определяет потребность в документированных процедурах в соответствии с моделью интеграции, а также рабочая группа занимается разработкой проекта политики, целей и задач в области ИСМ. Результатом такой работы должен стать проект политики, целей и задач. В проект также необходимо включить разработку Руководства по ИСМ, составление проекта матриц распределения ответственности за обеспечение функциональных элементов и разработку проекта стандартов организации, руководящие документы и рабочие инструкции (рисунок 2).
Перечень документов ИСМ на предприятии ОПК включает:
a) политику и цели в области ИСМ, которые документально оформлены;
б) руководство по ИСМ;
в) стандарты организации (СТО): управление документацией; управление записями; внутренние аудиты; технические условия; конструкторскую документацию; должностные инструкции; рабочие инструкции; технологические процессы; схемы и карты процессов; управление несоответствиями; корректирующие действия; предупреждающие действия.
г) внешние документы (ГОСТ и пр.): законодательные требования; планы; нормативную документацию; организационно – распорядительную документацию.
д) записи.
Степень документированности ИСМ одной организации может отличаться от другой в зависимости от: размера организации и вида деятельности; сложности и взаимодействия процессов; осведомленности персонала. Документы, которые требуются для ИСМ, должны управляться. Организация должна установить, внедрить и поддерживать документированную процедуру, чтобы определить механизм управления документацией ИСМ, который предусматривает:
– официальное утверждение документов, считая, что они достаточны до выпуска;
– исследование и развитие по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов;
– распознавание изменений и статуса пересмотра документов;
– обеспечение доступности соответствующих версий документов;
– предоставление четкости и легкости распознавания документов;
– предоставление идентификации и управление распространением документов внешнего происхождения, которые определены организации для мер необходимости проектирования и действия ИСМ;
– устранение случайного использования устаревших документов и употребление соответствующей идентификации таких документов, которые оставлены для разных действий.
Рисунок 2 – Алгоритм по разработке ИСМ
Записи создаются и поддерживаются для подтверждения соответствия функционирования ИСМ установленным требованиям и её результативности.
Этап 4 «Внедрить и оценить результативность ИСМ на предприятии ОПК». Целесообразно внедрять документы ИСМ по мере их разработки. Алгоритм по внедрению ИСМ приведён на рисунке 3.
Рисунок 3 – Алгоритм по внедрению ИСМ на предприятии ОПК
Документация ИСМ корректируется в соответствии с результатами ее реализации. Основываясь на результатах внедрения и корректировки документации ИСМ, делается вывод о готовности сертифицированной ИСМ на соответствие требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2020, ГОСТ Р ИСO 14001-2016, ГОСТ Р ИСО 45001-2020 и пр. После чего необходимо оценить результативность ИСМ.
Этап 5 «Сертификация ИСМ на предприятии ОПК» (рисунок 4) включает:
1) Проведение предсертификационного аудита ИСМ, который может проводить консалтинговая фирма, рабочая группа организации во главе с представителем руководства по ИСМ. Результатом проведения предсертификационного аудита должен стать «Отчет о проведении предсертификационного аудита». Также в ходе проведения аудита должны быть зафиксированы несоответствия.
Рисунок 4 – Алгоритм по подготовке проведению сертификации ИСМ на предприятии ОПК
2) Разработка плана мероприятий по результатам предсертификационного аудита. Работы по устранению выявленных замечаний, которые могут разрабатывать и формировать консалтинговая фирма, рабочая группа организации во главе с представителем руководства по ИСМ. Результатом данной работы должен стать план мероприятий по результатам предсертификационного аудита.
3) Подача заявки на сертификацию и подготовка подразделений организации к воздействию с внешними аудиторами. За данный этап отвечают: рабочая группа во главе с представителем руководства по ИСМ. Результатом проведения данного этапа должна стать готовая заявка на проведение сертификации и оплата услуг органа по сертификации.
4) Сопровождение и методологическая поддержка ИСМ при сертификации. Ответственными за данный процесс выступают рабочая группа или консалтинговая фирма. Результатом проведения данного этапа должен стать сертификат ИСМ.
Таким образом, создание и внедрение ИСМ позволят предприятию ОПК: оптимизировать свою деятельность; повысить производительность; усилить акцент на удовлетворенности потребителей; достичь и стабилизировать высокое качество оборонной продукции; выполнить требования госзаказа; повысить конкурентные позиции на внутреннем и внешних рынках. При этом необходимо учитывать, что средняя продолжительность проекта по созданию ИСМ варьируется от 10 до 12 месяцев и зависит в основном от готовности организации к изменениям и ее интереса к проекту. Также следует помнить, что результативность внедрения ИСМ на предприятиях ОПК зависит от стратегии интеграции, объема работ, начального состояния систем менеджмента организации, традиций и предыдущего опыта в области разработки СМК, экологических систем менеджмента и пр.
Работа выполнена под руководством доцента кафедры метрологии, стандартизации и сертификации ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», канд. техн. наук Вольнова А.С.