Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PERSONAL PROPERTIES OF LYCEUM STUDENTS WITH DIFFERENT SOCIOMETRIC STATUS

1 1
1
Modern society strives for education that not only provides basic knowledge and skills, but also develops students' activity, creativity and leadership qualities. One of the indicators of educational success is the sociometric status of students, which reflects the degree of social activity and peer recognition, as well as the ability to influence the environment. Thanks to their sociometric status, teenagers are able to form their social circle, regulate relationships in the group, and even set the general mood. But it also happens that a teenager with a low sociometric status finds himself cut off from his peers in the group and cannot or does not want to participate in the life of the group.
small group
integral characteristics
schoolchildren
dynamics
testing

В рамках принятого на сегодняшний день определения понятия «личность», этот термин можно определить следующим образом: субъект общественных отношений и социальной деятельности, обладающий определенным уровнем социального и духовного развития, интегрированный в систему социальных отношений и тем или иным образом проявляющий себя в различных видах совместной деятельности и общения с другими членами социума.

Кроме того, под личностью необходимо понимать, как уже было сказано выше, весь комплекс социальных свойств отдельно взятого индивида, который, в свою очередь, представляет собой продукт социального развития, включенный в систему общественных отношений посредством различных разновидностей активной предметной деятельности и общения. [1]

Впервые понятие «социометрический статус» ввел Джекоб Леви Морено, который рассматривал его как - положение человека в социальной группе. В самой системе межличностных отношений Дж. Морено указал на наличие 3 основных связей между членами этой группы: эмоциональных, деловых и интеллектуальных [3]. Статус — это положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальной группы. Статус можно рассматривать как реальную социально-психологическую характеристику положения индивида в системе внутригрупповых отношений, степень его реального авторитета в глазах других участников [2].

Межличностные отношения прежде всего совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Они складываются из восприятия и понимания людьми друг друга, межличностных привлекательности и симпатии, а также из взаимодействий, поведения внутригрупповой идентификации[4].

Целью нашего исследования явилось изучение связи социометрического статуса и личностных свойств учащихся лицея. Эмпирическая база исследования: 16 подростков, обучающихся в одном классе лицея МГУ им. Адм. Г. И. Невельского, в возрасте 12 – 13 лет, юноши и девушки.

Процедура психодиагностического исследования проходила в 3 этапа:

1 этап – наблюдение за поведением группы во время учебной деятельности и на перерывах, беседа с членами группы.

2 этап – проведение социометрии.

3 этап – проведение методик.

В первую очередь было проведено социометрическое исследование. Для упрощения восприятия данные о статусе и экспансивности каждого участника группы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – статус и экспансивность каждого члена группы, где статус обозначен синим цветом, а экспансивность красным.

Затем проведено психодиагностическое исследование и все полученные результаты были подвергнуты качественному анализу.

Рисунок 2 – Корреляционная плеяда

Корреляционная связь между результатами методик «Тест фрустрационных реакций Саула Розенцвейга» (детский вариант) и «Тест эмоций» Басса – Дарки в модификации Г. Резапкиной не была выявлена.

По результатам статистического изучения результатов методик «Тест уровня школьной тревожности» Б. Н. Филлипса, «Тест фрустрационных реакций Саула Розенцвейга» (детский вариант) и «Тест эмоций» Басса – Дарки в модификации Г. Резапкиной [5] были выявлены некоторые корреляционные связи. Положительный коэффициент корреляции был выявлен между следующими показателями: степень социальной адаптации (GCR) - фрустрация потребности в достижении успеха, чувство вины - фрустрация потребности в достижении успеха. Отрицательный коэффициент корреляции был выявлен между следующими показателями: вербальная агрессия – общая тревожность в школе, вербальная агрессия - страх самовыражения, косвенная агрессия - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, обидчивость - проблемы и страхи в отношениях с учителями, вербальная агрессия - страх ситуации проверки знаний, вербальная агрессия - страх не соответствовать ожиданиям окружающих, вербальная агрессия - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: чем выше степень социальной адаптации ребенка в группе, тем сильнее его фрустрация потребности в достижении успеха, и наоборот. Чем сильнее проявляется у ребенка чувство вины, тем сильнее его фрустрация потребности в достижении успеха, и наоборот.

Проведем качественный анализ результатов взаимосвязь этих факторов. Обращаясь к результатам проведенной социометрии, мы видим следующее: высокостатусные и низкостатусные участники группы имеют схожие результаты, что может говорить о том, что данная взаимосвязь личностных свойств не является определяющей в данной группе.

Рассматривая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: чем сильнее проявляется у ребенка вербальная агрессия, тем меньше у него выражена общая тревожность в школе, и наоборот. Также, чем сильнее проявляется у ребенка вербальная агрессия, тем меньше у него проявляется страх самовыражения, и наоборот. Чем сильнее проявляется у ребенка косвенная агрессия, тем слабее у него выражена низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, и наоборот. Было установлено, что чем сильнее проявляется у ребенка обидчивость, тем меньше ребенок встречается с проблемами и страхами в отношениях с учителями, и наоборот. К тому же, в ходе корреляционного анализа результатов методик было обнаружено, что чем сильнее проявляется у ребенка вербальная агрессия, тем меньше у него проявляется страх ситуации проверки знаний, и наоборот. Чем сильнее проявляется у ребенка вербальная агрессия, тем меньше у него проявляется страх не соответствовать ожиданиям окружающих, и наоборот, а также, чем сильнее проявляется у ребенка вербальная агрессия, тем меньше у него проявляется физиологическая сопротивляемость стрессу, и наоборот.

Проведем качественный анализ результатов взаимосвязь этих факторов. Обращаясь к данным проведенной социометрии, мы видим следующее: низкостатусные члены группы, обладая высокими результатами вербальной агрессии, имеют близкие к норме результаты страха самовыражения, общей тревожности в школе, страха ситуаций проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям окружающих, физиологической сопротивляемости стрессу. Используя полученные в исследовании данные, для группы был проведен тренинг, направленный на повышение сплоченности группы, а также переданы рекомендации педагогу и руководству для нормализации межличностных отношений в группе.