Формирование устной речи и освоение грамотности в первую очередь происходит в ходе коммуникации и взаимодействия со сверстниками. Кроме того, дошкольный возраст - это еще и возраст активизации игровой деятельности, которая издавна является сферой развития социальных компетенций ребенка, в особенности развития речи.
Увлечённость современного ребёнка компьютером и смартфонами ведёт к сокращению времени на общение и активную игровую деятельность ребёнка, что непременно находит отражение в показателях развития. Приобщение ребенка к технологиям начинается уже в раннем возрасте.
Для речевого развития в старшем дошкольном возрасте свойственен интенсивный и динамичный характер: ребенок сталкивается с задачей по расширению своего активного лексического запаса, который существенно возрастает в период дошкольного возраста, а также по повышению уровня развития качественной стороны речевого аппарата. Особенно активно происходит изучение смыслового содержания слов и более сложных языковых грамматических структур.
Фонологическое внимание, как способность воспринимать звуковой состав слов, включает в себя несколько составляющих, которые необходимы для развития языка и грамотности: фонематическое восприятие, запоминание слов и предложений, выделение рифм и слогоделение, что позволяет выявить фонологическое восприятие, хотя именно оно считается самым надежным фактором успешности обучения чтению [1].
Фонематическое внимание - это компонент развития языка и грамотности, и это одна из отличительных особенностей, которая впервые проявляется в онтогенезе. Фонематическое внимание - способность распознавать отдельные звуки и фонемы в словах - является важнейшей базой для обучения чтению и достижения академического успеха в долгосрочной перспективе, что означает, что оно является важнейшей частью развития навыков чтения.
Кроме того, формирование фонематического внимания у дошкольников предопределяет 30-40% потенциала способности к чтению [3]. Тем не менее, фонологический процесс, выраженный в различных взаимосвязанных уровнях, в частности фонологические навыки, также объясняют дисперсию индивидуальных особоенностей в чтении.
Фонологическое внимание включает в себя как перцепцию, так и инкодирование и, как следствие, базируется на фонологической памяти и аудиальном процессинге, в то время как фонологическая память относится к одновременному хранению и обработке и представляет собой элемент памяти, аналогичный системе управления вниманием и зрительно-пространственному блоку [2]. Если фонологическое внимание основано на кратковременном хранении и первичной обработке звуков, то запоминание более сложных предложений с бОльшим количеством слов ассоциируются с фонологической рабочей памятью. Фонологическое внимание и фонологическая память - это два разных фонологических качества, хотя эти области тесно взаимосвязаны.
Фонологическая память участвует как в процессе формирования фонологического, так и фонематического восприятия, следовательно, она взаимосвязана с речевым развитием и уровнем грамотности, и поэтому она была выбрана в качестве центральной темы данного исследования. Фонологическая память считается важной основой для развития навыков чтения, так как она связана с репрезентацией и структурированием информации. Фонологическая память - это часть фонологического процесса, включающая фонологическое восприятие и быстрое запоминание слов, которые являются предикторами успешности обучения чтению. В процессе управления фонологической памятью участвуют различные когнитивные процессы, такие как восприятие речи, фонологическое дешифрование, поэтому взаимосвязь между фонологической и фонематической компетентностью и фонологической памятью является еще более сложной. Взаимосвязь фонологического восприятия и фонологической памяти с навыками чтения, устной речи и правописания дополняется регрессионной моделью, в которой именно фонологическое восприятие и фонологическая память объясняют значительную часть вариаций [1].
Для доказательства этой взаимосвязи предлагаются различные объяснения: фонологическая память развивается в заданиях на фонематическое и фонологическое восприятие, или, наоборот, фонологическое восприятие способствует развитию фонологической памяти [3].
Поскольку проблема влияния продуктов цифровизации на развитие памяти ребенка является крайне актуальной, следует обозначить, что “экранное” время, проводимое в гаджетах, влияет на процесс формирования фонологической памяти.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Д/С «Улыбка» ГО г. Якутска. В опытно – экспериментальной работе приняли участие 12 детей.
На первом этапе данного исследования по определению уровня сформированности памяти у детей старшего дошкольного возраста проводилась нами с помощью трех методик:
1 методика «Выучи слова» (Л. В. Занков),
2 методика «Запомни рисунок» (А. Н. Леонтьев),
3 методика «Узнай фигуры».
Результаты диагностики показали, что высокий уровень развития памяти выявлен в экспериментальной группе, не использующих гаджеты. У 50% детей определен высший уровень, у 50% детей - выше среднего уровня.
Результаты второй экспериментальной группы показали относительно высокий уровень у 20% детей, средний уровень - у 40% детей, низкий уровень - у 20% детей.
Был проведен опрос с участием родителей детей старшего дошкольного возраста МБДОУ Д/С «Улыбка». Анкетирование показало, что большинство детей и родителей используют гаджеты, не обращая внимание на неблагоприятное воздействие их на здоровье.
Результаты анкетирования констатируют, что неограниченное время использование мобильных телефонов, планшетов отрицательно влияют на фонологическую память детей дошкольного возраста.
Итак, были разработаны методические рекомендации, способствующие развитию фонологической памяти на фоне “экранного” времени:
· физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы,
· игровое развитие: реализация творческих навыков, логического мышления и воображения, действия, направленные на развитие умственных способностей,
· эмоциональное развитие - способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.