Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

---

1
1

Руковожу сообществом "Я творю", основной целью данного сообщества является: развитие воображения и творческой инициативы в изобразительно-художественной деятельности. Исходя из этой цели стараемся воспитать инициативного ребенка, развивать позновательную активность, общительность, творческий подход к деятельности, также создать условия, при котором совместная детельность с взрослыми постепенно преобразуется в самостоятельную деятельность детей.

Сообщество работает по трем направлениям:

•  Обогощение восприятия детей художественными впечатлениями. В фойе расположены зеленый уголок, аквариум, имеется большие маркерные стены для развития воображения. Для знакомства детей с различными видами жанров изобразительного искусства на стене, на уровне глаз детей, оформлена мини-галерея с репродукциями русских художников — портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, сказочно-былинный, батальный; а также уголок «Виды росписей» по декоративно-прикладному искусству. Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного искусства, книжной графики, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей. Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства и с темой СОД используется ИКТ.

•  Художественное творчество призвана помочь детям реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности. Ознакомление детей с наиболее полным спектром различных художественных и нетрадиционных техник, с правилами композиции и жанрами изобразительного искусства. В центре кабинета предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами и мольбертами. На полках стеллажей хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природные материалы для создания поделок.

•  Экопластика – один из видов художественного конструирования, в котором оригинальные изделия, сюжетные и декоративные композиции создаются из разных природных материалов на основе выявления взаимосвязей между частями конструкции и выбора адекватного способа их соединения в осмысленное целое. Экопластика предоставляет детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать свои игровые интересы и творческие замыслы, развивает фантазию и воображения детей.

Одним из важных условий реализации системы работы этих центров является правильное использование разнообразных методов и приемов в художественно-творческой деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета, композиции, материалов и средств обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, формирования художественного вкуса. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное  содержание совместной деятельности, сформировать у них знания, умения, навыки. Чтоб успешно реализовать все направления сообщества я искала эффективные средства развития творческой инициативы детей через созданные нами центров активности. Я считаю следующие эффективные средства, которые практикую в своей работе.

Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. Музыка настраивает детей на единый лад: усмиряет возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. В основном мы слушаем спокойные классические музыки, мантры для детей, природные звуки, детские стихотворения.

Художественное слово. Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк. Во время занятия дети любят слушать стихотворения, беседуем о художниках, рассказываю, и смотрим описания известных картин.

Педагогическая драматургия.  Дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение. Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос руководителя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Пластика. Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда, кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний. Именно поэтому во время продуктивной работы мы активно используем разные движения, танец, упражнения для рук. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

Кинотеатр «Eco-cinema». Элементы театра способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний. Для знакомства с театральным искусством мы смотрим развивающие видеоролики, фильмы на нашем кинотеатре «Eco-cinema». После просмотра фильма дети могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя – например, злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

Графические игры. Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. Детям очень нравятся графические игры на маркерной стене. Например – такие игры как «друдлы», «запоминайка», «дорисуй рисунок», «симметрия».  Работая на маркерной стене, дети учатся договариваться, работать в команде, развивается воображение, фантазия.

Использование документ-камеры. Проникновение современных технологий в образовательную практику, открывает новые возможности. Подобрала видеоролики и сделала презентации по темам. Также часто работаю с документ-камерой, для демонстрации последовательности работы.

Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях. Дети могут посетить в мастерскую художника, выставочный зал, совершать экскурсии в лес или поле. Все - будь то природа, зал или улица - будят чувства детей. Осенью и весной во время СОД выходим на улицу. В сентябре собираем листья, ветки, камни, наблюдаем за природой, за их окраской. В мае организовываю пленэр, рисуем на природе. Когда потеплеет, планируем посетить выставки рисунков в Центре Духовности, детскую школу искусств.

Интерактивный рассказ. Суть сторителлинга: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Метод сторителлинга можно легко совмещать с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй я сделала конверт-доску. Конверт-доска (от англ. Сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина, гуаши, маркеров на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала я могу изменять содержание, дополнять изображение на доске различными красками или же удалять их.

Нетрадиционная техника рисования. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Особо интересными стали рисование по воде – техника «Эбру», граттаж, витраж, рисование на ледяном шаре, мыльными пузырями и т.д.

Результаты художественной деятельности наших воспитанников мы представляем на регулярно оформляемых тематических выставках детских работ. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекает внимание родителей, которые не остаются равнодушными к творчеству маленьких живописцев. Родители видят, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Эти выставки заставляют многих родителей взглянуть на рисунки своих детей другими глазами. Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному, свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни.  А дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и взрослым.

 Разработала «Аутентичную выставку» в электронном виде. Аутентичность (происходит от др.-греческого) означает подлинное мое, сделанное собственной рукой. Электронную галерею создала в формате Power Point. Детские работы разделила по центрам активности: Центр «Воображения и фантазии». Здесь находятся коллективные работы детей и процесс работы в маркерной доске. Работая на маркерной доске, дети учатся работать в паре, договариваться друг с другом, развивается воображение и фантазия детей, способность сформировать свой замысел, умения построения композиции. Центр «Художественного творчества». Этот пункт состоит из работ детей подготовительной группы и старших групп. На каждую группу сделала палитру с именами детей. Внутри них находятся лучшие работы ребенка за год.   Центр «Экопластики». Здесь находятся коллективные и индивидуальные работы детей. Дети сами подбирают необходимые природные материалы и создают свои работы, проводят анализ материала как основы получения разных образов способом «опредмечивания», могут изменить пространственное положения материала, удаляют или же добавляют детали.

Благодаря использованию эффективных методов и приемов, нестандартного оборудования детские работы стали более интересными, красочными, обогащенными и наполненными новым содержанием. Считаем, что все инновационные методы носят развивающий характер и способствуют формированию, развитию и совершенствованию познавательной активности детей, развитию гибкости мышления, воображения, что, несомненно, имеет большое значение при восприятии искусства и включении детей в активную творческую художественную деятельность.