Введение
Важную роль в успешной реализации творческих проектов играют сотрудничество и конкуренция. Именно они являются главенствующими факторами на арт-рынке. Не случайно данной проблематике в литературе по маркетингу сегодня уделяется такое существенное внимание.
Цель работы: углубиться в данную тему, дать определения этим двум понятиям, охарактеризовать их суть и практическую целесообразность при реализации проектов в сфере искусства.
Материал и методы исследования
Исследование строится на материале эмпирического опыта проектирования художественных событий, проведено с использованием общенаучной методологии.
Результаты исследования и их обсуждение.
Сотрудничество (Коллаборация, collaboro), в переводе с латинского “работать совместно, сотрудничать”, – это процесс совместной деятельности в какой-либо области, сфере двух или более людей, или организаций для достижения общих целей, при которых происходит обмен знаниями, обучение и консенсус. Это разрешение проблем, при котором учитываются потребности и интересы каждой из сторон и находится обоюдно удовлетворяющее решение. Данный фактор характеризуется принятием субъектами взаимодействиякорпоративных целей и согласованной деятельности программы совместных проектов. Важно рационально распределить функции, задачи и роли, учитывая индивидуальные способности, сильные стороны и возможности каждой из сторон и каждого участника совместной деятельности для достижения высоких результатов в реализации творческих проектов. [см. об этом 1]
Противоположным сотрудничеству является понятие конкуренции. Конкуренция — это слово также, как и сотрудничество, имеет латинское происхождение. В буквальном переводе обозначает «сталкивание». Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Можно сказать, что конкуренция характеризуется соперничеством неких творческих объединений на арт-рынке. Например, конкуренция в музыкальной индустрии может выглядеть как соревнование между различными рекорд-лейблами, продюсерскими компаниями, отдельными проектами за сферу влияния, аудиторию и прочее. Всё это происходит из-за стремления к наиболее выгодным условиям создания и продвижения музыкальных проектов ради извлечения максимально возможной прибыли.
Именно конкуренция вынуждает использовать креативные технологии, рационализировать работу персонала, снижать, либо сдерживать цены на концертные выступления. Следовательно, можно сделать вывод, что конкуренция – наилучший стимул развития организации. Однако не стоит забывать, что естественная мотивация и стремление стать лидером в сфере арт-проектов обязательно должно присутствовать в творческой организации или группе. [см. об этом 2]
Итак, становится понятно, что конкуренция и сотрудничество составляют противоречивый союз. Они содействуют активному развитию и реализации творческих проектов, формат которых сегодня превалирует на арт-рынке [3], а также ведут к благополучию общества.
Далее необходимо выяснить позитивную сущность данных явлений, а именно сотрудничества и конкуренции, а также понять, есть ли у них точки пересечения. Для этого обозначим все плюсы и минусы данных стратегий. Свои рассуждения начнем с сотрудничества. Оно, в первую очередь, ориентировано на понимание противоположной позиции, интерес к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Вследствие такого подхода возможно достичь взаимопонимания, взаимоуважения и доверия, что наилучшим образом содействует развитию долгосрочных, крепких и устойчивых отношений. Сотрудничество особенно эффективно, если предмет конфликта важен для всех его сторон. Впрочем, важно отметить, что в некоторых ситуациях обнаружить устраивающее всех решение весьма затруднительно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «сотрудничество» может только усугубить конфликт и отложить его решение на неопределённый срок. Среди главных достоинств бизнес-партнёрства стоитотметить расширение возможностей, повышение эффективности, увеличение прибыли, сокращение рисков, создание совместных фондов, различных проектов,обмен знаниями, опытом и навыками.
Что касается противоположной сотрудничеству стратегии, а именно конкуренции, здесь также можно выявить как положительные, так и отрицательные черты. Существование конкуренции вынуждает организации работать над эффективностью своей деятельности, используя всевозможные способы, позволяющие рационализировать, повысить продуктивность с целью достижения наибольших результатов. Важно то, что новые трудности и проблемы для ведения бизнеса, создания проектов и потребления могут образовываться ежедневно, предоставляя компаниям замечательные возможности для инноваций, для развития собственного потенциала. Соответственно, одним из преимуществ конкуренции является и то, что она позволяет любому человеку, обладающему специализированными навыками, создавать нечто лучшее, нежели на сегодняшний день предлагает рынок, в нашем случае арт-рынок. Важно то, что развивается научно-технический прогресс, потому что каждая организация, компания, небольшая группа или даже один человек пытается быть лидером на рынке и соответственно, предлагать различные новинки.
Однако конкуренция имеет и свою отрицательную сторону. Это нехватка экономической стабильности или полное её отсутствие, банкротство менее успешных и благополучных предприятий, рост неравенства доходов населения и перенасыщение рынка товарами, которые изначально создавали высокий спрос.
Таким образом, конкуренция и сотрудничество образуют противоречивое единство. Вступая в партнёрство организации, различные творческие объединения преследуют поставленные, то есть определённые корпоративные цели, помня и про свои индивидуальные интересы, достижение которых им не под силу в одиночку. Наиболее сильные конкурентоспособные позиции имеют обычно крупные компании, так как они быстрее реагируют на новейшие достижения научно-технического прогресса.
Итак, всё вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что такие факторы, как сотрудничество и конкуренция действительно имеют точки пересечения. Образуя довольно противоречивый союз, они являются мощным рычагом продвижения различных проектов на рынке. Для подтверждения этой точки зрения приведу несколько примеров сотрудничества и конкуренции различных организаций творческих и проектов.
С чем у нас обычно ассоциируется слово оркестр? В первую очередь на ум приходят такие понятие как филармония, оперный театр и элегантные костюмы. Это абсолютно верные ассоциации, но оркестр — это универсальная вещь и его влияние распространяется далеко за пределы этих представлений. Так, уже на протяжении многих лет создаются коллаборации инструментальных оркестров и рок-групп. На первый взгляд кажется, что они могут лишь конкурировать на арт-рынке за аудиторию из-за разной стилевой направленности, однако объединившись, а именно сотрудничая, они своим необычным звучанием привлекают внимание и тем самым популяризуют себя, расширяя аудиторию.
Вот несколько примеров того, как рок и классическая музыка могут сочетаться, чтобы создать нечто прекрасное и экономически выгодное. Проводить концерты с инструментальным оркестром рок-группы началипод конец 60-х годов прошлого столетия. Рок-группа "Deep Purple"не были первыми, однако собственно их выступление с Королевским филармоническим оркестром воодушевило многиегруппы пойти тем же путем. В 2017 годурок-группа "Oomph!"стала одним из участников фестиваля "Gotic meets Klassik". Они исполнили свои песни вместе с польским оркестром "The Zielona Góra Symphony Orchestra". Разумеется, рок-группы и оркестры существуют отдельно, конкурируя друг с другом, каждый развивается и обретает популярность в своём стилевом направлении. Однако, что в таком случае даёт их сотрудничество друг с другом? Преимущественно это гарантированное наполнение зала, ведь объединяясь, они объединяют и свои собственные аудитории. Благодаря таким проектам происходит расширение целевых аудиторий.
Ещё одним интересным проектом коллаборативного типа является кинетическое перформативное шоу Чжан Имоу, который известен в Китае, как актёр, режиссёр, продюсер и сценарист. Для создания своего проекта Чжан Имоу изменяетформат традиционных театральных постановок, объединяя его скитайским народным искусствоми одновременно внедряя современные высокие технологии,такие какразличные лазеры, роботы,дроны и кинетика. Подобное слияние традиционных форм искусства с инновационными аудиовизуальными технологиями, с одной стороны, символично, с другой, контекстуально напитывает их новыми смыслами, а в-третьих, требует нового формата их представления. Следовательно, стилеваяоснова произведения неоднозначна. Таким образом, также происходит расширение целевой аудитории, учитывая то, что благодаря этому проекту объединяются любители традиционного и инновационного искусства [4].
Ярким примером конкуренции и сотрудничества является достигшая невероятной популярности на сегодняшний день сфера K-POP индустрии. Она объединяет в себе группы с разножанровым профилем. Это синтез сложной, нереально захватывающей и отработанной до мелочей, синхронной хореографии с высоким вокальным искусством, быстрым и чётким рэпом, а иногда и с профессиональной игрой на музыкальных инструментах. Благодаря большому количеству талантов, представители K-POP индустрии становятся любимцами публики, устраивая грандиозные и запоминающиеся шоу для своих фанатов. Однако для некоторых артистовсфера K-POP — это не только ошеломительное признание, но и горечь падений, разочарований в себе и своих талантах. Артистов K-POP направления называют айдолами.
Путь к успеху не бывает легким, и на нем возникает много препятствий и трудностей, конечно же в первую очередь в лице других представителей сферы K-POP. Хорошо известно, что участники айдол-групп подписывают контракты с компаниями на длительное время, где стажируются в качестве трейни и под чьим крылом продвигаются. Неувязка с этими долгими контрактами в том, что некоторые группы, в конечном итоге, распадаются через пару лет, а то и меньше, прежде чем их контракты истекают. Некоторые трейни покидают агенство, так и не покорив сцену и не показав себя и свой талант народу.
Ещё одна проблематаких долговременных контрактов — это то, что отдельные участники, в конце концов, покидают группу, вследствие чего возникает больше неприятностей, таких как потеря популярности. Стандартный договор между агентством и айдолом теперь не может быть дольше 7 лет, однако он может быть продлен по взаимному согласию после истечения срока его действия, при условии, что группа имеет ошеломительный успех и огромную любовь фанатов. Так группы SEVENTEEN, SHENee, BTS, SF9 продлили свои контракты, а такие группы как CHAOS, April Kiss, F1RSTи многие другие не выдержали конкуренции в K-POP индустрии и распались до окончания срока контракта.
K-POP группы могут объединиться для совместного выступления, записи песни и съёмки клипа и шоу, тем самым привлекая внимание фанатов различных айдол-групп. Примером может служить, Тэмин (Shinee, соло) и Сонми (бывшая участница группы I.O.I, соло), они создали коллаб, который вышел достаточно крутым и незабываемым, так как эти айдолы совместно прекрасно станцевали, а также превосходно спели. Вдобавок их коллаб стал популярным из-за того, что они оба известные соло исполнители сейчас.
Для расширения своей сферы влияния, успеха и аудитории, некоторые K-POP группы сотрудничают с западными артистами, тем самым пополняя свою аудиторию фанатами из других стран и становясь при этом мировыми звёздами. Наиболее известый коллаб звезды интернета и абсолютного рекордсмена по просмотрам клипа «Gangnam Style», который попалв Книгу рекордов Гинесса как самый просматриваемый на YouTube, человек-в-очках Psy и легендой хип-хопа Снуп Догом. В клипе «Hangover» музыканты показали, как нужно веселиться. На данный момент «Hangover» посмотрели уже больше 360 миллионов человек.
Ещё одним примером сотрудничества является коллаб бойз-бэнда BTS и Ники Минаж. Корейский бойз-бэнд BTS уже давно знают не только в Южной Корее, но и по всему миру – в США группа пользуется особой популярностью, причем успела снискать уважение и коллег по музыкальной индустрии. Ники Минаж объединилась с BTS для записи совместного хита. Новый трек IDOL, записанный BTS при участии Ники Минаж, вошел в новый альбом бойз-бэнда под названием Love Yourself: Answer, где им смогли насладиться поклонники по всему миру.
Заключение.
Таким образом, подводя итог, отметим, что такие факторы как сотрудничество и конкуренция играют важную роль в успешной реализации творческих проектов на арт-рынке, создавая платформу для активного развития артколлабораций [5]. С другой стороны, представители данной сферы конкурируют между собой, тем самым совершенствуясь и работая над своей эффективностью, чтобы превзойти конкурирующие организации, а также сотрудничают в поисках интересных и нестандартных симбиозов для расширения сферы влияния, целевой аудитории и увеличения заработка.